Вчера в Северодвинске была заложена стратегическая атомная подводная лодка четвертого поколения "Владимир Мономах". При закладке нового суперкорабля присутствовал Главком ВМФ России Владимир Масорин.
Российская газета | "Владимир Мономах" - это уже третья по счету подводная лодка в новой серии атомоходов со звучными именами из российской истории. Названия у всех на устах, а самих кораблей никак не дождутся на флоте. Можете ли вы обозначить конкретный срок ввода хотя бы головной подводной лодки "Юрий Долгорукий", которая заложена десять лет назад?
Владимир Масорин | Конечно. В 2008 году она должна быть включена в боевой состав флота. И там будет отрабатываться по специальной программе - головные корабли всегда требуют к себе повышенного внимания, чтобы выявленные издержки и замечания учесть при постройке следующих кораблей этой же серии.
РГ | Символическая церемония на Севмаше сознательно приурочена к юбилею?
Масорин | Да. Особенность нынешнего события в том, что в день, когда отмечается 100-летие подводных сил России, мы заложили корабль четвертого поколения с новым ракетным комплексом, который известен под названием "Булава". Второй существенный момент - эта лодка уже серийная. "Юрий Долгорукий", головной корабль этого проекта, находится в готовности более семидесяти процентов. Второй по счету ("Александр Невский". - А.Е.) построен более чем наполовину. И заложен третий - тем самым достигается непрерывный процесс кораблестроения. В последующем подводные лодки этого поколения будут закладываться с минимальным интервалом, а с 2008 года начнут поступать в боевой состав Военно-морского флота.
Еще одно немаловажное обстоятельство, которым мы особенно гордимся, заключается в том, что и лодка, и все оружие, которое на ней находится, включая ракетный комплекс, - чисто российского производства.
РГ | Какие еще подводные корабли будут заложены в ближайшие годы и как вы оцениваете финансовые затраты, необходимые для поддержания боеготовности подводных сил?
Масорин | В ближайшие десять лет мы планируем строить подводные корабли только тех проектов, которые уже заложены. Это, как я уже сказал, ракетные подводные лодки четвертого поколения, которые в ближайшем будущем станут основой морских стратегических ядерных сил России. Параллельно будут строиться многоцелевые подводные лодки, первая из которых также заложена на Севмаше ("Северодвинск", в 1993 году. - А.Е.). А еще дизельные подводные лодки, которые создают в Санкт-Петербурге. Возможно, мы начнем проектировать еще один тип подводной лодки, но этот вопрос находится пока в стадии решения.
Что касается финансового обеспечения, тут надо понимать следующее. Сегодня и подводные лодки, и надводные корабли закладываются не потому, что так кому-то хочется, а потому, что это определено Государственной программой вооружений и Государственным оборонным заказом. Все закладываемые корабли и подводные лодки обеспечены реальным финансированием. На ту лодку, которую мы только что запустили в производство, в нынешнем году отпущен почти миллиард рублей. Сейчас определяем на десять лет перспективу кораблестроения, в том числе, конечно, и подводного. И уже четко знаем, сколько за этот период сумеем построить лодок. Их будет ровно столько, чтобы морские стратегические ядерные силы обновить практически полностью.
РГ | О местах базирования этих сил что можете сказать?
Масорин | Это, как и прежде, Северный флот и Тихоокеанский. На Балтийском и Черноморском флотах у нас, как правило, базируются только дизельные подлодки. Такое положение мы намерены сохранить - атомных лодок там не будет.
РГ | Как вы оцениваете роль судоремонтных предприятий, в частности северодвинской "Звездочки", в поддержании боеготовности флота?
Масорин | Это прекрасный завод, с которым я имел возможность ознакомиться. У "Звездочки" достаточно большой госзаказ, что позволяет уже не просто выживать, а и повышать зарплату рабочим и служащим, набирать новые кадры и способствовать оживлению других предприятий, которые находятся с этим заводом в производственной кооперации.
РГ | Есть ли основания надеяться, что очередь из подводных лодок, которые давно ожидают ремонта, станет сокращаться?
Масорин | Скажу так: по мере возможности будем ставить корабли в ремонт. Но впереди нас еще ожидают 3-4 трудных года. Трудные они потому, что сейчас достраиваются головные корабли, а это, как правило, всегда требует большего финансирования и большего внимания. Надеюсь, что этот рубеж через три-четыре года мы переступим и тогда у нас будет больше средств на то, чтобы увеличить судоремонт. В первую очередь, конечно, ремонт подводного флота.
РГ | Сколько всего намечено построить лодок типа "Юрий Долгорукий" и "Владимир Мономах"? Назывались разные цифры - то четыре, то шесть...
Масорин | Их будет больше, чем четыре или шесть. И очередную, четвертую по счету, планируется заложить на Севмаше уже в следующем году.
РГ | Сейчас особое внимание уделяется завершающему этапу испытаний ракетного комплекса "Булава". Вам известно, сколько еще потребуется пробных пусков?
Масорин | Да, есть точная цифра. Однако я хочу сказать, что современные технологии и современные подходы позволяют обойтись значительно меньшим количеством пусков в сравнении с тем, как это было раньше. "Булава" - ракета очень дорогая, и разбрасываться тут просто не можем. Мы оптимизируем процесс. В частности, отказались от наземных стартов и стартов со специальной платформы, которая была создана на юге - для так называемых бросковых пусков с разных глубин.
Накопленный ранее опыт позволил нашим конструкторам переступить этот рубеж, что обеспечивает большую экономию - до миллиарда рублей. Все предстоящие старты будут выполняться непосредственно с борта подводной лодки ("Дмитрий Донской". - А.Е.) из подводного положения. В этом году будет несколько пусков и еще несколько - в следующем. Ровно столько, чтобы по их результатам можно было принять весь комплекс на вооружение.
РГ | В чем принципиальное отличие подводных лодок четвертого поколения?
Масорин | Они создаются на новой элементной базе, с принципиально новым вооружением. Помимо того, в ракетах использовано твердое топливо, есть много других преимуществ. Но самое главное для нас - стратегический ракетный комплекс "Булава" полностью сделан в России.