Не обошлось даже без угроз со стороны главы государства Александра Лукашенко. Выступая на телевидении, он дал понять: тем, кто будет покушаться на власть в Белоруссии, не сдобровать. Силовые структуры этой страны также выступали перед выборами с заявлениями, которые нельзя было трактовать иначе, как запугивание оппозиции.
Оппозиционным кандидатам не была предоставлена возможность публиковать свои альтернативные проекты в СМИ. Поэтому они не смогли добиться даже своей узнаваемости в белорусском народе. В то же самое время Лукашенко умело сыграл на жесткой позиции Запада по отношению к нему. Он представил своему электорату критику Запада как необъявленную войну против Белоруссии.
Лукашенко призвал народ сплотиться вокруг него как вокруг единственного лидера страны, способного вывести страну из этой международной осады в лице НАТО и других структур. Психологически он сыграл достаточно умело. Поскольку в Белоруссии нет никакой политической середины, то есть политиков, которые критически относились бы к Лукашенко и при этом не были связаны с Западом столь же сильно, как белорусская оппозиция, действующий президент смог без проблем вчистую выиграть выборы. За него, согласно предварительным данным белорусского центризбиркома, проголосовали почти 83 процента избирателей. В то время как его противники вместе набрали около 12 процентов голосов.
Сегодня можно отчасти говорить о существовании противостояния между белорусским народом и Западом. Я думаю, что Европа делает все, чтобы отстранить от себя подавляющее большинство белорусов. Людей настораживает слишком очевидное желание западного мира изменить ситуацию и строй в Белоруссии. Особенно если принять во внимание, что большинство белорусов этого не хотят.
Белоруссия относится к странам, которые связаны с советским прошлым. Там другие традиции. Такие понятия, как свобода и рыночные отношения, в республике нередко ассоциируются с хаосом, олигархами, несправедливостью, ослаблением роли государства. Белорусы выросли в условиях, когда государство защищало людей, отвечало за социальную справедливость и обеспечивало своих граждан всем необходимым. Поэтому они считают: только государство способно гарантировать наибольшую стабильность в стране. И поэтому не воспринимают ту либеральную модель общества, которую им предлагает Запад.
Политика США в отношении Белоруссии заключается в том, чтобы внедрить демократию в этой стране. Так же, как на Ближнем Востоке и в других постсоветских республиках. В Америке исходят из того, что в Белоруссии нужно создать демократический плацдарм с тем, чтобы в итоге влиять на демократизацию в России.
В Европе ситуация иная. Страны Восточной Европы полностью разделяют точку зрения Америки и готовы насаждать демократию даже силой. Но старые европейские страны поддерживают эволюционный, а не революционный подход к проблемам Белоруссии. В Западной Европе Лукашенко никому не нравится, но с ним будут вести диалог, если он повернется к Европейскому союзу. В Германии и Франции отдают отчет, что насильственно внедрять демократию невозможно.
К тому же любой силовой нажим на Белоруссию приведет к конфликту с Россией. Эти страны, как известно, тесно связаны исторически и культурно. Если Запад будет подвергать Белоруссию экономическим санкциям, она этого даже не ощутит. Экономика республики встроена в российское экономическое пространство. В то же самое время Белоруссия получает поддержку от Москвы и в вопросах безопасности.
Любое давление на Белоруссию вызовет жесткую контрреакцию Москвы. Думаю, что в Европе это осознают лучше, чем в США. В Евросоюзе никто не хочет идти на конфликт с Россией из-за Белоруссии.
Сама Россия нацелена на то, чтобы рано или поздно объединиться с Белоруссией в одно государство. В России понимают, что восстановить Советский Союз невозможно, но некоторые страны, включая Белоруссию, могут со временем объединиться с Россией. Поэтому политика Москвы в отношении Белоруссии будет направлена на интеграцию двух государств.
Проблема заключается в том, что Лукашенко этого не хочет. Российский президент Владимир Путин предложил провести референдум и в итоге объединиться. Белорусский лидер своим поведением продемонстрировал, что ему интересна экономическая и оборонная помощь России. Он по-прежнему отказывается вводить российские рубли на своей территории и отдавать стратегические отрасли промышленности российскому бизнесу и государству. Вопрос интеграции двух стран пока выглядит достаточно сложным. Он решится не через одно десятилетие. И неизвестно, насколько у России хватит терпения поддерживать Лукашенко.
Пока что мы видим, как на Востоке Европы образуется культурная линия, которая разделяет Запад и Центральную Европу с постсоветским пространством. В средней и долгосрочной перспективе возможно несколько сценариев развития ситуации в Белоруссии.
Первый сценарий: страны постсоветского пространства договорятся с ЕС о создании общей Европы. Тогда такие государства, как Белоруссия, не будут себя чувствовать объектом большой политики других блоков, таких как Россия и Евросоюз.
Второй сценарий: Белоруссия будет меняться эволюционным или революционным путем. Возможности для маневра у Лукашенко исчерпаны. Стране нужны инвестиции, современная экономика, глобальные рынки, открытое гражданское общество, образованное население. Белоруссия не может долгое время оставаться крепостью, резерватором старых идей, которые уже не вписываются в общеевропейский контекст. Она будет меняться. Возможно, Лукашенко не останется у власти до 2011 года из-за изменений, происходящих внутри белорусской элиты.
Третий сценарий: произойдет интеграция России и Белоруссии. Лукашенко встанет перед жестким выбором: или Запад, или Россия. Он выберет Россию и согласится стать своего рода губернатором "белорусской области", входящей в Российскую Федерацию.
Четвертый сценарий: Белоруссия резко изменит свою политику в отношении ЕС и будет искать выходы на Запад. Таким образом, эта страна решится адаптироваться к правилам Европейского союза. Это сложный путь, но полностью его исключать нельзя.
Пятый сценарий: в мировой политике появятся другие настолько серьезные проблемы за пределами Европы, что Запад переориентируется с борьбы за Белоруссию на другие конфликтные ситуации. Тогда Белоруссия будет развиваться так же, как и в последние годы. Но потенциал для такого развития уменьшается.
Подготовила Надежда Сорокина