Такую точку зрения высказал представитель Экспертного управления при президенте Станислав Воскресенский, выступая на расширенном заседании комиссии Общественной палаты по конкурентоспособности, экономическому развитию и предпринимательству.
Задачу прекратить "налоговый террор" поставил перед исполнительной и законодательной властью президент в прошлогоднем Послании Федеральному Собранию. Именно это стало толчком для разработки правительством закона о налоговом администрировании, принимаемого в рамках изменений первой части Налогового кодекса. По многим вопросам удалось достичь согласия. Однако поскольку подчас процесс идет "по синусоиде" - после видимого компромисса власть иной раз возвращается на исходные позиции, - представители бизнеса решили зафиксировать свою точку зрения по принципиальным моментам, пояснил президент РСПП, глава комиссии Общественной палаты Александр Шохин.
Итак, первый блок поправок, на принятии которых настаивает бизнес, касается процедурных вопросов. В законе предлагается дать четкое определение понятий камеральная (невыездная), выездная и встречная проверка. Жестко ограничивается перечень документов, которые налоговики вправе требовать при камеральных проверках. Оговариваются сроки выездной проверки - не более года - и указываются основания, по которым проверка может быть приостановлена для получения дополнительной информации и потом продлена. Встречные проверки, по предлагаемой версии, не могут проводиться вне рамок камеральной или выездной и опять же - при наличии серьезных на то причин. Подобная регламентация и детализация необходимы для придания прозрачности работе налоговых органов, поясняют в РСПП. Ведь "бесконечные" сроки выездных проверок, требования по предоставлению документов нередко на месяцы парализуют предпринимательскую деятельность.
Следующий блок поправок касается соблюдения баланса прав и ответственности налогоплательщика и чиновника. До сих пор, по замечанию Шохина, в этом вопросе существует некоторая "однобокость": у предпринимателей - сплошные обязанности, у мытарей - права. Поправки призваны устранить эту несправедливость. Действующую с прошлого года процедуру внесудебного взимания штрафов в размере 5 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей и 50 тысяч для юридических лиц заменяют на досудебную. Это значит, что в случае несогласия с решением чиновников предприниматель вправе обратиться в суд - и тогда до окончания судебного разбирательства взыскание штрафа, а также и пени будет приостановлено. Причем поправки должны действовать независимо от суммы штрафа - речь может идти и о трех рублях, и о трех миллиардах. Далее налоговиков обяжут материально отвечать за неверно взысканные штрафы - правда, оплачивать их "промахи" придется из бюджетных средств. Кроме того, параллельно с изменениями в Налоговый кодекс вносятся изменения в Уголовный кодекс, предусматривающие для чиновников наказание вплоть до лишения свободы за принятие заведомо неправедных решений.
Наконец, самая спорная позиция - введение в закон понятия "добросовестный налогоплательщик". По мнению минфина, озвученного на заседании Общественной палаты заместителем министра Сергеем Шаталовым, это "морально-этическая категория", и потому "от нее надо в Налоговом кодексе" уйти. Бизнес не спорит: "добросовестность" действительно категория нравственная и четкому законодательному регулированию поддается с трудом. Однако после скандально известного постановления Конституционного суда по "делу "ЮКОСа", давшего налоговикам возможность продлить срок давности по привлечению к ответственности за совершение налоговых правонарушений, это понятие активно вошло в судебный обиход. На "недобросовестность" предпринимателям пеняют, когда исчерпаны другие аргументы. Доходит до курьезов: в "недобросовестности" могут обвинить, например, за выбор "не того" адвоката для защиты прав в суде. "Добросовестный налогоплательщик, - объяснил депутат Андрей Макаров, - это тот, кто выполняет обязанности, возложенные на него Налоговым кодексом. На него не могут быть возложены никакие другие обязанности и просчеты, допущенные при уплате одного вида налога, также не могут быть причиной причисления налогоплательщика к категории "недобросовестного".
Но одна из самых распространенных претензий к налоговикам - это их изначальный настрой на выполнение прежде всего фискальных функций: уличить в нарушении закона и оштрафовать. Пожалуй, не было ни одного случая, чтобы выездная налоговая проверка не завершилась доначислением налогов или взысканием штрафов, привел пример Александр Шохин. В конце прошлого года, уже после начала работы над законом о налоговом администрировании, в письме ФНС эффективность работы налоговиков предлагалось оценивать по "росту доходов в расчете на одного сотрудника" и "росту доначисленных налогов", рассказал Андрей Макаров. О позиции ФНС можно судить и по тому, что никто из налоговиков на заседание Общественной палаты не пришел. "Это почти официальная позиция ФНС - не участвовать в публичных отношениях и работать "в трюме", - прокомментировал президент РСПП. Однако, как полагает Шохин, налоговики будут все же вынуждены менять свои подходы после принятия закона.
Сергей Шаталов выразил надежду, что компромисс между всеми заинтересованными сторонами будет достигнут и закон примут уже на весенней сессии Госдумы. Он, правда, отказался от предложения Шохина заключить некое "джентльменское соглашение" по позициям, которые не вызывают противоречий, поскольку "пакет не сформирован до конца". Но обещал донести итоги заседания до правительства.