Претензии на столичность вообще в духе культурного, политического и всякого иного самосознания жителей этого города. Но в случае с современным танцем все верно. Как иначе можно обозначить место, которое вот уже полтора десятка лет ежегодно выбрасывает на художественное поле все новые и новые побеги: имена, танц-компании, премьеры, акции и разного рода события.
Групповой портрет екатеринбургских деятелей современного танца обозначит множество лиц и полное отсутствие какого-либо единомыслия. Можно выделить тенденции, назвать главных фигурантов или вспомнить, с чего, собственно, все начиналось. На рубеже 80-90-х в городе, еще именуемом Свердловском, одно за другим произошло несколько важных событий. Историк балета Олег Петров увел из академической труппы Оперного театра большую группу молодежи, не желавшую иметь дела с балетной рутиной и до пенсии танцевать "у воды": так образовалась компания "Балет-плюс", затем ставшая Екатеринбургским институтом танца. Одновременно в ДК "Уралмаш" возникла труппа с вызывающим названием "Провинциальные танцы". Ее основатель Лев Шульман, хореограф Татьяна Баганова и артисты, не отягченные классическим образованием, ставили целью создать театр совершенно нового танцевального направления. Вскоре в городе появился уже в ту пору признанный авангардистом пермский хореограф Евгений Панфилов, а затем и танц-миссионеры из Америки и Европы. Их мастер-классы собирали многочисленных неофитов нового танца со всех российских просторов, и дальнейшее было похоже на лавину: о себе поочередно заявили Центр современного искусства во главе все с тем же Шульманом, танц-команда "Киплинг", "Эксцентрик-балет" Сергея Смирнова, "Арт-фабрика" Ольги Паутовой... Для западных профессионалов Екатеринбург настолько прочно стал ассоциироваться с современным танцем, что здесь в 1999 году провели так называемую Танц-платформу - российский филиал престижного конкурса хореографов "Международные встречи Сен-Дени на Сене". Попутно создавались многочисленные школы и студии, наконец, открылся первый в России факультет современного танца в Гуманитарном университете.
Критика в последнее время не без оснований говорит о кризисе жанра, но столица Урала из общей схемы явно выпадает. Если где и сформирована среда для восприятия нового искусства, то именно в Екатеринбурге: полные залы, неподдельный устойчивый интерес. Залучить такую публику мечтают устроители самых громких художественных акций и театральных премьер. Не толпа, не тусовка, а именно зрители: интеллигентные, умные лица. Только здесь можно встретить одновременно знаменитого на всю Россию художника и главного дирижера филармонического оркестра, известного театрального режиссера и автора нашумевшей книги, композитора-авангардиста и популярных рок-музыкантов, а заодно и чиновников от культуры. Считается, что не увидеть последнюю премьеру грешно. Пожалуй, такого на сегодняшний день нет нигде. Ни в Москве, с ее мегаполисными амбициями, но провинциальным масштабом освоения жанра, ни в Питере, где современный танец до недавнего времени имел строго локальное место прописки, ни в других городах России, где энтузиасты-одиночки бьются за жизнь не слишком обласканного властями вида искусства, а попутно и за свое собственное выживание. Там все это существует от фестиваля до фестиваля, в Екатеринбурге при желании можно разглядеть процесс: здесь постоянно что-то происходит.
Собственно, и эти заметки вызваны очередным премьерным бумом. "Танцевальная компания Руслана Вишнякова" представила проект "Три истории для Сержа". Экс-танцовщик "Киплингов" Евгений Мартьянов показал своих учеников в данс-спектакле "Белая Наташа". А в ближайшее время все желающие смогут вновь оценить последнюю работу Проектного бюро "Танцтрест" (новый проект Шульмана) "Во рту бы выросли грибы". Объединяет все три абсолютно разные работы одно свойство: отказ от театрального зала в пользу нетрадиционного пространства. Проект в честь Дягилева логично смотрелся в Арт-галерее современного искусства, молодежь выбрала клубный формат, а девушки из "Танцтреста" вместе с голландским хореографом Андреа Болл осваивали прекрасный старинный паркет Хорового лицея, разместив зрителей на подушках по периметру огромного зала.
В этот раз на грядущем фестивале "Золотая маска" впервые за годы существования раздела "современный танец" в числе номинантов екатеринбуржцев не будет. Неоднократные обладатели "Масок" Татьяна Баганова и Сергей Смирнов по разным причинам взяли тайм-аут, а другие спектакли до финальной стадии не добрались. Но не надо думать, что лидеры "в списках не значатся". Смирнов будет фигурировать как хореограф мюзикла "Ночь открытых дверей" Свердловского театра музыкальной комедии, а случай с Багановой намечает совершенно новую тенденцию. Ее имя в перечне лучших оперных (!) режиссеров, спектакль "Соловей" Пермского театра претендует на лавры в оперной номинации. Получив в свое распоряжение оперно-балетную труппу государственного театра, Баганова сделала из сочинения Стравинского нечто, не вписывающееся в строгие каноны, жанровый микст со всеми признаками современного зрелища и тонкой загадочной игрой восточных символов.
Все предыдущие годы в условиях такого большого полижанрового фестиваля, как "Золотая маска", современный танец нередко выглядел бледно на фоне масштабных визуальных оперных концепций, суперпрофессиональных балетных трупп, интеллектуальных изысков в драме, новых сценических мюзикловых технологий. Но российский contemporary dance активно развивался, и теперь сформированная им новая эстетика уже способна оплодотворять другие жанры. Заметим, что тон в этом процессе вновь задают екатеринбургские мастера.