А вот что касается возвращения к прогрессивной шкале подоходного налога, то "тема закрыта". "Плоская" шкала - это "всерьез и надолго", сказал чиновник. Но особенно много он говорил о позиции министерства по снижению ставки налога на добавленную стоимость. По мнению минфина, это возможно лишь в среднесрочной перспективе, к 2009 году. И не ниже, чем до 15 процентов. "Мы рассматриваем этот вариант как компромиссный", - сказал чиновник. Однако следует учесть, заметил он, что параллельно придется отменять существующую 10-процентную льготу по уплате налога на добавленную стоимость на социально-значимые товары и, соответственно, вырастут цены на них. А это, в условиях и так не маленькой инфляции также очень серьезное решение и его принятие следует отложить до тех пор, пока она не снизится до 5 процентов, считают в минфине.
Вопрос снижения ставки НДС с 18 процентов до 13, как известно, в последнее время является в правительстве одним из самых спорных. И сегодня его будут обсуждать вновь в рамках рассмотрения налоговой политики на 2007 год и среднесрочную перспективу - такая процедура предшествует формированию бюджета. В минфине не отрицают - снижение налогового бремени содействует развитию бизнеса и деловой активности, и реформа, проводимая с 2001 года, существенно уменьшила его. Однако в нынешней ситуации "снижение налоговой нагрузки за счет НДС не только нецелесообразно, но и вредно", сказал чиновник журналистам.
Итак, какие "плюсы" получит экономика от снижения НДС до 13 процентов? В экономике останется 523 миллиарда рублей, экономический рост составит 0,34 процента ВВП. Но "переварить" дополнительные деньги она, увы, не сможет. И очевидно, что видимый эффект частично "съест" инфляция - она в таком случае прирастет на 1 процент. Во-вторых, снижение НДС принесет прибыль не только российским компаниям, но и импортерам. В результате конкурентоспособность российских производителей снизится, что также негативно скажется на росте российской экономики. Между тем, по данным минфина, доля импортной продукции в розничной торговле уже приближается к 50 процентам и растет в три с лишним раза быстрее, чем отечественное промышленное производство.
Чиновник напомнил, что НДС - крупнейший источник пополнения казны, на его долю приходится почти треть от всех налоговых доходов федерального бюджета. Еще одну треть бюджетных поступлений дают, кстати, "доходы от нефти" - налог на добычу полезных ископаемых, вывозные пошлины на нефть и нефтепродукты. И при "частичном" выпадении НДС бюджет попадает в "нефтяную кабалу". "При падении нефтяных цен до 27 долларов за баррель профицит федерального бюджета "превратится" в дефицит. В 2007 году он может составить 2,2 процента от ВВП, - поделился прогнозом высокопоставленный источник. - Либо мы должны будем радикально сократить расходы, что тоже не можем себе позволить".
Не поддерживает ведомство Кудрина и активно обсуждаемую идею замены НДС налогом с продаж Чиновник напомнил, что когда оба налога действовали одновременно, НДС обеспечивал бюджету поступления примерно в 15 раз больше, чем налог с продаж. И если предположить, что он будет взиматься по принципу НДС, его ставка должна быть на уровне 75 процентов. Такой ставки, понятно, предлагать никто не отважится. Кроме того, "продожный" налог должен будет распространяться на те виды деятельности, которые не попадают сегодня под обложение НДС - банковские и страховые услуги, продукцию малого бизнеса. Что вызовет, опять же, рост цен. Подобная схема "ударит по экспортерам". Наконец, бороться при помощи этого налога с "серыми схемами", "воровством" ничуть не проще. К тому же НДС взимается со всей цепочки производителей, и если она рвется в одном месте, потери не столь ощутимы. А налог с продаж берется с конечного продукта, и в случае "воровства" теряется полностью.
В то же время Минфин совместно с Центробанком разработал достаточно простую схему, позволяющую улучшить администрирование НДС. С 2007 года будет внедряться информационная система управления рисками. Она позволит "вычислять" фирмы-однодневки. Соответствующий закон находится сейчас в стадии проработки.