Результат такой пассивности несложно предугадать: если до мая ситуация не изменится, то 52 миллиона федеральных рублей, отпущенных Воронежской области на развитие животноводства (в том числе субсидирование двух третей процентной ставки по кредитам), могут уйти в другие, более активные в смысле участия в национальном проекте, регионы, каковыми, к примеру, являются соседние Белгородская и Липецкая области.
Между тем, именно с животноводческой отраслью в регионе складывается наиболее неблагоприятная ситуация. Как известно, одна из задач аграрного национального проекта – увеличить к 2008-му году производство мяса на семь процентов, а молока – почти на пять. Это показатели, на которые надо ориентироваться, в то же время в воронежском регионе, согласно данным руководителя областного управления аграрной политики Николая Котолевского, поголовье крупного рогатого скота ежегодно сокращается на 20 процентов. Если не переломить тенденцию, то через несколько лет от животноводческой отрасли в регионе останутся одни «рожки да ножки».
По мнению заместителя главы обладминистрации Ивана Дубовского, все стенания руководителей хозяйств по поводу нерентабельности животноводства не выдерживают никакой критики (кстати, по доходности молочного производства регион занимает одно из последних мест в стране): «Животноводство нерентабельно только у того, кто не умеет или не хочет хозяйствовать». Действительно, об уровне хозяйствования свидетельствует хотя бы тот факт, что даже те пять передовых хозяйств («точки роста», как их сейчас принято называть), которые удостоились государственной финансовой поддержки, до сих пор не подали ни одного документа, необходимого для получения денег. Хотя времени на все про все остается месяц с небольшим.
Вице-губернатор рекомендовал главам местного самоуправления, расширяя свою налогооблагаемую базу, уделять внимание не только крупным сельхозпредприятиям, но и способствовать развитию фермерства и личных подсобных хозяйств: «Мы должны на каждого фермера молиться. Нельзя сидеть в кабинете и ждать инициативы «снизу», нужно самим идти к людям и спрашивать: что вам нужно, чтобы завести две-три коровы? Надо продумать механизмы стимулирования хозяйств». Кстати, сам вице-губернатор, чтобы прощупать почву, тоже сходил в народ. Например, побеседовал с одной председательницей сельсовета, которая объяснила, что увеличить поголовье крупного рогатого скота можно, если, в частности, организовать централизованную ежедневную скупку молока, но тут возникает другая проблема – в селе не хватает фляг. Областной руководитель обещал помочь с тарой взамен на обещание председателя увеличить молочную производительность местных коров. Закончилось, однако, все тем, что родственники посоветовали главе сельского самоуправления не брать на себя повышенные обязательства: мол, мороки прибавится, а зарплата у тебя не увеличится.
Аналогичный принцип «невмешательства» исповедуют и некоторые районные руководители, которые на свой лад трактуют закон об организации общих принципов местного самоуправления, и, как следствие, с чистой совестью упраздняют в своей администрации аграрный отдел: мол, мы все равно ничего не решаем.
Помимо субъективных причин, тормозящих реализацию в регионе аграрного национального проекта, существуют еще объективные. По-прежнему острым остается вопрос финансовой поддержки крестьянских кооперативов. Дело в том, что кредит в банке можно получить только в том случае, если паевой фонд кооператива составляет не менее ста тысяч рублей. Один из предлагаемых способов решения этой проблемы – добровольная, если так можно выразиться, «коллективизация»: кооперативам рекомендуют объединяться в межрайонную организацию и вскладчину создать объем паевого фонда, необходимого для получения кредита.
И еще: многочисленные формы кредитной поддержки, предусмотренные национальным проектом, подразумевают большую бумажную работу – визирование и согласование в различных ведомствах множества документов. В связи с чем проблема «одного окна» на селе приобретает не меньшую актуальность, чем в городе. Чтобы решить ее, сегодня в районах области создается сеть так называемых информационно-консультационных центров, которые призваны помочь селянам форсировать бюрократические процедуры, затрачивая минимум сил и средств.