Безусловно, наибольший резонанс вызвало падение "Алании". Клуб из Северной Осетии являлся одним из самых титулованных в российском футболе. В 1995 году владикавказцы стали чемпионами страны, прервав ненадолго гегемонию московского "Спартака", а еще дважды команда завоевывала серебряные медали. С тех пор "Алания" медленно, но верно сползала в пропасть. Владельцы, руководители, тренеры и игроки клуба менялись с калейдоскопической быстротой, и как результат - вылет владикавказцев в прошлом сезоне в первый дивизион. Но, как выяснилось, беды экс-чемпионов на этом только начались.
Несколько месяцев назад финансовой деятельностью "Алании" серьезно заинтересовалась Генеральная прокуратура России. Поводом послужило уголовное дело, возбужденное в отношении помощника экс-генерального директора клуба Алана Созиева. Он, по версии следователей, присвоил часть трансферной суммы за переход вратаря Дмитрия Хомича в московский "Спартак". Комиссия, возглавляемая заместителем Генпрокурора Владимиром Колесниковым, обнаружила в клубе массу других нарушений не только финансового, но и юридического характера. Выяснилось, что клуб "Алания" вообще не имеет права участвовать в чемпионате еще с тех времен, когда владельцем команды была водочная компания "Исток". Хозяева клуба использовали хитроумную схему, по которой на бумаге существовало целых три "Алании". Одна из них брала в долг деньги, другая выступала в чемпионате, а третья судилась с кредиторами. Естественно, прокуратуру такое положение дел не устроило, и с ее подачи Арбитражный суд Северной Осетии ликвидировал ОАО "ФК Алания". Именно под таким названием клуб подал заявку на участие в чемпионате.
Комментарий Владимира Колесникова был достаточно жестким:
- Мы выявляли факты финансовых нарушений в клубе не для того, чтобы лишать людей удовольствия болеть за свою команду. Хоть три клуба создавайте. Но не за счет пенсионеров, детей, инвалидов. Все должно быть по закону. Мы и все жители республики должны понимать, на что тратятся деньги из бюджета.
Случай с читинским "Локомотивом", долгие годы бывшим крепким середняком первого дивизиона, еще более вопиющий. Как выяснилось, этот футбольный клуб как юридическое лицо был ликвидирован еще в 2003 году, а в ПФЛ представил подложные документы, по которым и прошел аттестацию. После того как этот факт администрация лиги выяснила, документы попытались подменить. Некто Алексей Хосоев привез новые бумаги, оформленные на другое юридическое лицо с тем же названием - "НП ФК "Локомотив" (Чита)". Этот гражданин предложил сотрудникам администрации подменить документы, но афера не удалась. Этот инцидент окончательно решил судьбу команды.
Интересно, что ПФЛ до последнего пыталась сохранить команды в первом дивизионе и поначалу даже приняла решение расширить его до 24 клубов. Но в конечном итоге никакие отсрочки и поблажки "Аланию" и "Локомотив" не спасли - лицензирование они так и не прошли.
- Мы сделали все возможное, чтобы сохранить команды первого дивизиона во Владикавказе и Чите, трижды давали исключенным нынче клубам отсрочку, - прокомментировал ситуацию президент Российского футбольного союза Виталий Мутко. - Но как быть, если этих клубов не существует юридически и заявлять сегодня в турнир первой лиги фактически некого? Если суд признал неправомочность существующих структур? Болельщики команды страдают сейчас из-за нечистоплотных людей, которые решали свои корыстные задачи, сознательно запутывая юридическую ситуацию. Мы со своей стороны сделаем все, чтобы сохранить профессиональный футбол в Северной Осетии и в Читинской области. Теперь надо сделать правильные выводы, чтобы подобные инциденты больше не повторялись. Для этого мы в ближайшее время наведем полный порядок в лицензировании клубов и юридическом оформлении их документов во всех дивизионах российского профессионального футбола. Никакого неюридического правопреемства больше не будет.
Кстати сказать, совет ПФЛ помимо "Алании" и "Локомотива" лишил профессионального статуса еще три клуба рангом пониже. Из состава членов ассоциации "Профессиональная футбольная лига" были исключены футбольные клубы "Металлург-Метизник" из Магнитогорска, "Газовик-Газпром" из Ижевска и "Торпедо" из Волжского.