Ахмед Билалов о подготовке Сочи к приему Олимпийских Игр

В этом убежден первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Ахмед Билалов. С лета 2005 года он также активно занимается и вопросами подготовки Сочи к борьбе за право проведения Олимпиады-2014.

Российская газета: Ахмед Гаджиевич! А почему вы, человек, занимающийся связями с СНГ, вдруг столь активно поддерживаете олимпийские амбиции именно Сочи?

Ахмед Билалов: Тому есть несколько причин. Во-первых, я депутат от Краснодарского края, где и расположен город Сочи. Во-вторых, борьба за право проведения Олимпиады требует серьезных международных усилий. Нам необходимо убедить представителей во всем мире в том, что Россия сможет должным образом принять зимние Олимпийские игры. И голоса стран СНГ для нас имеют большое значение. В-третьих, я уверен, что развитие Сочи как спортивного и рекреационного курорта в состоянии превратить его в место отдыха не только россиян, но и многих жителей бывших союзных республик. И, в-четвертых, так как Олимпиада - это одновременно и вопрос престижа страны, и мощный фактор экономического развития, то борьба за ее проведение - это дело каждого гражданина нашей страны. Те, кто может чем-то помочь, должны это сделать. Я могу - и вот уже почти год занимаюсь этим.

РГ: А на ваш взгляд, шансы получить зимние Олимпийские игры у нас есть?

Билалов: Есть. Изначально сочинская заявка выглядела как весьма заманчивая за счет уникальных климатических условий и концентрации возможных объектов для большинства зимних видов спорта. Наряду с Сочи хорошие шансы имеют австрийский Зальцбург и южнокорейский Пьенгчанг. Но, по имеющейся информации, у последнего возникли сейчас проблемы с финансированием. Поэтому мы уверено входим в число фаворитов. Хотя я лично считаю, что развивать Сочи нам необходимо вне зависимости от того, примем ли мы Олимпийские игры или нет. Нам нужно это делать в рамках общего экономического развития России. Скажу больше: если мы будем развивать Сочи только для того, чтобы получить Олимпиаду, то, скорее всего, мы ее и не получим. А вот если превратим Сочи в нормальный курорт и хороший спортивный центр, то Олимпийские игры никуда от нас не денутся. Таких уникальных в природно-климатическом отношении мест в мире единицы. Надо только создать нормальную инфраструктуру. Тем более что прежде всего пользоваться этим будут наши люди.

РГ: И насколько Сочи сейчас интересен нашим туристам?

Билалов: Сочи интересен и зарубежным туристам. Если там организовать нормальный туристический бизнес и в результате этого качественно улучшить отдых, то мы получим мощнейший поток отдыхающих. Люди должны просто оказаться в комфортной среде, где есть удобные гостиницы, разнообразные рестораны, комфортабельные пляжи, нормальные улицы, бесперебойная работа коммунальных служб, хорошие пути подъезда и современные вокзалы, причалы и аэропорты. Если все это создать, то мы спокойно включимся в борьбу за мировой рынок туризма.

Я так уверенно об этом говорю, потому что недавно видел, какой интерес вызвали проекты развития Краснодарского края на международной выставке недвижимости во Франции. Они вполне составляли конкуренцию инвестиционным проектам ведущих европейских стран. Губернатор Александр Ткачев вывез на выставку большую делегацию и не ошибся. Интерес у потенциальных инвесторов был очень большой. И не в последнюю очередь именно к Сочи.

РГ: А чем завлекали инвесторов?

Билалов: Правильнее, наверное, говорить не о завлечении, а о рассказе о том, что мы собираемся делать. Все разрабатываемые сейчас проекты в любом случае должны быть реализованы. Иностранные инвесторы могут принять в них участие. Завлекать нам никого не надо. Проекты эффективные и окупаемые. Поэтому завлекать кого-то, чтобы люди получили прибыль, не приходится. Сейчас завершается разработка проекта марины - порта для яхт в Сочи. Он рассчитан на стоянку 500 кораблей. Это будет первая марина на российском Черноморском побережье. Для сравнения: во Франции, например, насчитывается 18 марин на Средиземном море.

РГ: Вы считаете, что стоянка для яхт - это самое необходимое для культурного отдыха обычного россиянина?

Билалов: Начать с того, что необходимо создавать условия для всех желающих отдыхать, в том числе и для владельцев яхт. К тому же яхты не являются сегодня чем-то совсем экзотичным. В Московской области, например, сейчас существует около 30 марин и яхт-клубов. В них стоит порядка 2 тысяч судов. Понятно, что в морском городе количество людей, желающих иметь свою яхту или катер, будет куда больше. Да и цена подержанной небольшой яхты вполне сопоставима с автомобилем. Кроме того, нам просто необходимо построить на Черном море не менее 6 марин. Кроме Сочи, они могут быть в Новороссийске и Геленджике. И тогда мы можем рассчитывать, что к нам пролягут маршруты яхтсменов из других стран. А вслед за яхтами и катерами начинает развиваться и прибрежная инфраструктура - ремонтные мастерские, рестораны, гостиницы, магазины. Создаются новые рабочие места. А заодно появляются и новые туристы. Таким образом срабатывает мультипликативный эффект.

РГ: А что еще предусмотрено сделать в Сочи?

Билалов: После моря второй визитной карточкой Сочи являются, конечно, горнолыжные склоны. Поэтому вторым направлением должно стать создание современного и комфортного горнолыжного курорта. Разработан проект "Карусель", предусматривающий создание трасс общей протяженностью почти 70 километров, где ежедневно смогут кататься 10 тысяч человек. Тогда мы сможем не только направить сюда тех наших горнолыжников, которые едут сегодня во Францию, Италию, Швейцарию и Австрию, но и принять часть любителей горных лыж из Европы. О том, что это вполне возможно, говорит опыт Словении, которая активно посещается горнолыжниками, кстати, в том числе и из России. Кроме горных лыж, в Сочи нужно организовать площадки для игры в гольф и теннис. Это единственное место в нашей стране, где этими видами спорта можно заниматься круглогодично.

Требуется создать также деловые и выставочные центры и подготовить почву для развития делового туризма. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Многие крупные компании проводят в городе встречи и конференции. Но, конечно, отдельная программа необходима по обновлению городского гостиничного хозяйства. Оно включает 124 единицы (санатории, гостиницы, пансионаты и дома отдыха). Но многие из них уже не в состоянии предоставить качественный и конкурентоспособный сервис, который мог бы посоперничать прежде всего с соседней Турцией. И очень мало номеров в разряде 4-5 звезд, что необходимо для делового и элитного туризма.

РГ: Но все, что вы перечислили, требует колоссальных затрат. Где взять средства? Говорят о том, что все вместе взятые проекты, связанные с Сочи, могут потянуть на 16 миллиардов долларов. Есть ли такие деньги у государства?

Билалов: Начнем с того, что все эти проекты являются окупаемыми. В результате их реализации появятся новые туристы и новые рабочие места. По имеющимся прогнозам, если сделать все задуманное, в Сочи будут приезжать до 6 миллионов туристов в год. Таким образом, примерно за пять лет вложенные средства вернутся в экономику. Кроме того, развитие Сочи должно потянуть за собой развитие туризма во всем Краснодарском крае. Если в прошлом году там отдохнули 10 миллионов человек, то в 2010 планируется принять уже 15 миллионов. А это может принести только в один год от 5 до 10 миллиардов долларов. И второй момент: не надо делать все на государственные средства. Государство должно только подготовить инфраструктуру - построить дороги, аэропорты, наладить работу коммунальных служб и энергетиков. Все эти проекты оцениваются примерно в треть от той суммы, что вы назвали. А все остальное должен сделать частный бизнес. Причем не олигархический, который раньше годами говорил о желании поучаствовать в развитии курорта, а на самом деле желал получить либо бюджетные деньги, либо дешевые государственные кредиты, либо политические дивиденды.

Здесь открываются колоссальные возможности для мелкого и среднего предпринимательства. Именно оно и в состоянии обеспечить качественный и живо откликающийся на все потребности клиентов сервис. Я даже считаю, что для успешного развития Сочи нужно освободить государство от стареющих и дряхлеющих домов отдыха и санаториев. Без передачи их в частные руки их реконструкция не начнется, не будет изжит старый советский сервис, отличавшийся особой "ненавязчивостью".

И, конечно, первым делом надо сдвинуть с мертвой точки вопрос о новом сочинском аэропорте. Из-за бюрократических проволочек его уже более 10 лет не могут закончить. Город продолжает пользоваться старым терминалом на 1 миллион человек в год, когда рядом уже много лет стоит незавершенный аэропорт, способный пропускать до 5 миллионов пассажиров в год. Руководство Краснодарского края уже предлагало достроить его за свой счет или отдать частному инвестору. Здесь от государства нужны даже не деньги, а просто воля к решению проблемы.

РГ: Если воля будет проявлена, то как быстро все может быть осуществлено?

Билалов: Переломить ситуацию можно буквально за пару лет. И тогда быстро развивающийся курорт Сочи сможет легко достроить сооружения, необходимые для приема спортивных соревнований любого уровня. Кстати, с учетом спортивных возможностей и перспектив города я вообще считаю, что Госкомспорт мог бы перебраться из Москвы в Сочи, и будущая столица зимних Олимпийских игр стала бы постоянной спортивной столицей России.