Сегодня, по подсчетам специалистов, казне возмещается всего 15 - 20 процентов средств от суммы ущерба, возникшего из-за нецелевого использования средств. Причин тому много - это и коррупция, и сложность расследования подобных дел. Однако, как откровенно признался журналистам Степашин, подчас Счетная палата сознательно идет на компромисс, не настаивая на наказании. Ведь сегодня за нарушение приходится "отвечать" всей организации - ей уменьшают финансирование в размере той суммы, которая была потрачена незаконно. Но это неправильно. И поэтому Счетная палата советует наказывать непосредственных виновников - чиновников. "Мне будет интересно посмотреть, как чиновники будут возмещать из своего кармана миллионы рублей", - сказал Степашин. И от этой затеи он отступать не намерен.
Под контроль берут аудиторы Счетной палаты и реализацию приоритетных национальных проектов. Государство на них не поскупилось, напомнил Степашин. В 2006 году на нацпроекты выделяется 180 миллиардов рублей, общая сумма, до 2008 года, составит 550 миллиардов. Но деньги должны быть потрачены рачительно. По мнению главы СП, "важно не допустить простую раздачу средств из бюджета на национальные проекты. А такая опасность, к сожалению, существует. Нельзя допустить, чтобы государство платило завышенные цены, реализуя закупки". И предупредил: Счетная палата обеспечит жесткий контроль за расходованием казенных средств. Для этого будут организованы проверки совместно с региональными властями, президентскими полпредствами. Такая работа уже ведется в некоторых регионах, и ее результаты будут направляться в Госдуму и Федеральное Собрание, а также правительственному куратору нацпроектов - первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву. Но помимо "слежки за деньгами" СП намерена проанализировать, насколько подготовлена под национальные проекты нормативная база. По предварительной оценке, для их полноценного запуска не хватает примерно 40 процентов документов. Вместе с Общественной палатой аудиторы намерены также отследить, как сказывается выполнение национальных проектов на жизни людей. Улучшится ли, скажем, здоровье граждан, продолжительность жизни в результате реализации проекта "Здравоохранение". По мнению Степашина, запущенные нацпроекты - это только начало. А после того как президент оценит, насколько способны "переварить" государственные деньги ответственные министерства, как налажен контроль за ними, возникнут новые социальные инициативы.
Еще одно направление в деятельности СП - аудит эффективности государственных вложений. Речь идет о том, чтобы не только следить за законностью расходования государственных средств, но и анализировать, насколько такие траты разумны и эффективны. Так, по подсчетам аудитора СП Владимира Панскова, только в 2004 году всевозможные налоговые льготы составили 1,8 трлн. рублей. Это различные преференции экспортерам, возмещенные из бюджета НДС и освобождение компаний от НДС на определенных условиях. По мнению Панскова, по сути, эти налоговые льготы, социальные вычеты, предоставляемые гражданам, являются расходами бюджета, но они нигде не фигурируют и не подсчитываются. Счетная палата предлагает "провести инвентаризацию всех налоговых расходов государства", просчитать их эффективность и подумать, насколько целесообразно некоторые льготы заменить адресными дотациями. "Например, достигнута ли цель в результате предоставления социальных вычетов на учебу и лечение, какие социальные слои смогли ими воспользоваться", - пояснил Пансков. Свои предложения СП уже направила в правительство.