Что же ждать от нынешней "Маски"? Во-первых, она окружена целым рядом специальных проектов. Накануне фестиваля - 25 и 26 марта - в новом театре Et cetera в рамках проекта "Легендарные спектакли ХХ века" она представила спектакль Льва Додина "Бесы". Созданный в самый канун августовских событий 1991 года в Москве, идущий 8 часов кряду, он придал эпическое измерение злобе дня, заставил взглянуть на нее с точки зрения вечных, проклятых вопросов русской истории и ментальности. Сегодня, спустя 15 лет, спектакль Додина вновь оказался вписан в актуальный социальный контекст и обрел новых партнеров по театральному диалогу: в нынешнем сезоне в Москве состоялись три громких премьеры по "проклятой" прозе Достоевского ("Мальчики" у Сергея Женовача, "Нелепая поэмка" у Камы Гинкаса и "Русский студент" у Юрия Погребничко).
Сегодня, в Международный день театра, состоится уникальное событие, связанное с этим спектаклем: в течение восьми часов - нон-стоп, вживую - его будут записывать в студии радиостанции "Культура".
Еще одна спецпрограмма придумана для того, чтобы все, даже те, кто любит вовсе не театр, а, например, только рок- и фольк-музыку, могли поучаствовать в фестивальной жизни. 29 марта откроется Goldenmask.club. Составу участников может позавидовать серьезный европейский фестиваль. Авторы программы Эдуард Бояков и продюсер Александр Чепарухин пригласили крупнейших музыкантов новой этномузыки. Три уик-энда подряд они будут составлять серьезную конкуренцию театру.
Еще один спутник фестиваля - выставка PRO ТЕАТР, первая в своем роде. Ее география - от А до Я: от Абакана до Якутска. Некоторые театры представят не только информацию о себе, оформленную с помощью театральных художников, но и короткие выступления, чтобы дать возможность гостям выставки увидеть характер работы театра "живьем". Выставка существенно компенсирует недостаток провинциальных театров в афише нынешней "Маски", где три спектакля - из Омска и один - из Кызыла (в драме), опера с балетом прибавляют еще Екатеринбург с Пермью и Уфой. Согласитесь - негусто для огромной театральной страны. Быть может, выставка и фестиваль в целом, смогут определить, зависит ли эта бедность от нового проекта реформы бюджетной сферы, в тиски которого сильнее всех оказался зажат именно театр провинции.
Наконец, сам конкурс. В номинации большой драматической формы - несмотря на то, что в ней есть "Вишневый сад" Омской драмы, "Король Лир" из Кызыла, "Чудаки" омского "Пятого театра" и "Оскар и Розовая дама" с Алисой Фрейндлих - основная борьба развернется между "Тремя сестрами" Петра Фоменко и "Лесом" Кирилла Серебренникова. В этом - основная интрига "Маски": кто победит - "традиционалисты" или "новаторы".
В малой драматической форме вопрос будет поставлен еще острее: "Мальчики" Сергея Женовача, воспетый за возвращение к самым традиционнейшим из ценностей - или "Изображая жертву" - поп-корновый текст братьев Пресняковых на темы шекспировского "Гамлета". ("Шинель" Валерия Фокина и "Сцены из деревенской жизни" Юрия Погребничко в саму коллизию основной борьбы нашей эпохи не вписываются, впрочем , могут быть и другие мнения).
"Король Лир" Тувинского музыкально-драматического театра (в номинации большой формы) и "На дне" "Небольшого драматического театра" из Петербурга (в номинации малой формы), видимо, будут только оттенять главные московские"страсти".
В номинации "Новация" основная борьба развернется между двумя глубоко фантазийными и в высшей степени визуальными спектаклями: "Недосказками" Дмитрия Крымова (театр "Школа драматического искусства") и "Между собакой и волком" Андрея Могучего по прозе Саши Соколова. Впрочем, в виде шутки награду могут дать полупародийному "Полифему" театра "Тень" или претенциозному "Бытию N2" Ивана Вырыпаева.
В опере и вовсе все смешалось. Здесь "новаторы" имеют сильные позиции: ведь в афише фестиваля - "Дети Розенталя" Большого театра, "Тристан и Изольда" в Мариинском, "Упавший с неба" "Геликон-оперы", "Травиата" "Санкт-Петербург Оперы". Да и уфимская "Волшебная флейта", и пермские "Соловей" (десант современного танца в оперу - дебют Татьяны Багановой в качестве оперного режиссера), и "Кармен" бросают вызов привычным формам отечественной оперной классики. Как-то будут себя чувствовать на этом фоне вполне "традиционные" "Мадам Баттерфляй" Роберта Уилсона в Большом и "Путешествие в Реймс" Алена Маратры в Мариинке?
В балете все, кажется, несколько скромнее. На "Маске" покажут Approximate sonata Уильяма Форсайта и Reverence Дэвида Доусона (Мариинский театр), "Болт" на музыку Шостаковича в постановке Алексея Ратманского, "Сон в летнюю ночь" Джона Ноймайера (оба - в Большом), "Ромео и Джульетта" красноярского театра (постановщик Сергей Бобров). Впервые за много лет на "Маску" выдвинута работа Бориса Эйфмана - балет "Анна Каренина".
Таковы некоторые ожидания, связанные с нынешней "Маской". О ходе состязаний - прямо с ристалищ - вас будет информировать" РГ".
афиша "рг" |
Двадцать дней без антракта
29 марта - "Лес", реж. К. Серебренников, МХТ им. Чехова, 19.00.
30 марта - "Дети Розенталя", реж. Э. Някрошюс, Новая сцена Большого театра, 19.00.
31 марта - "Недосказки", реж. Д. Крымов, театр "Школа драматического искусства", 20.00.
1 апреля - "Сцены из деревенской жизни", реж. Ю. Погребничко, Театр "ОКОЛО дома Станиславского", 19.00.
2 апреля - "Мальчики", реж. С. Женовач, Центр им. Мейерхольда, 19.00.
6 апреля - "Вишневый сад", реж. Е. Марчелли, Омская драма, на сцене театра им. Пушкина, 19.00.
7 апреля - "Между собакой и волком", реж. А. Могучий, "Формальный театр", на сцене РАМТ, 19.00.
8 апреля - "Волшебная флейта", Театр оперы и балета, Уфа, на сцене театра "Новая опера", 19.00.
11 апреля - "Король Лир", Тувинский музыкально-драматический театр, на сцене РАМТ, 19.00.
11 апреля - "Поющая стрела", Бурятский театр кукол "Ульгер", Улан-Удэ, на сцене Театрального центра "На Страстном", 12.00.
13 апреля - "Оскар и Розовая дама", Театр "Ленсовета", на сцене театра им. Моссовета, 19.00.
14 апреля - "Тристан и Изольда", Мариинский театр, на Новой сцене Большого театра, 18.00.
15 апреля - "Соловей", Пермский театр оперы и балета, на сцене театра "Новая опера", 19.00.
16 апреля - "Три сестры", реж. П. Фоменко, Филиал Малого театра, 19.00.
16 апреля - "Кармен", Театр оперы и балета, Пермь, на сцене театра "Новая опера", 19.00.