Тот самый, на который ВВС возлагает особые надежды: в ближайшие годы этот истребитель-бомбардировщик станет основой ударной мощи нашей фронтовой авиации.
Секрет невидимости элегантной машины стоимостью миллиард рублей на первый взгляд прост: "сушка" очень удачно окрашена - голубые и бирюзовые оттенки неправильных овалов. Но на самом деле этот самолет - трудная цель не только для человеческих глаз, но и для радаров. В режиме следования рельефу местности на экране РЛС он дает отметку, сопоставимую с отметкой от крылатой ракеты. То есть превращается почти в невидимку, даже менее заметную, чем американский "стелс".
- Истребитель-бомбардировщик "Су-27ИБ" у нас проходит заключительную стадию испытаний, - рассказал после приземления пилот Юрий Трегубенков. - Остался ряд испытаний, которые мы должны завершить в течение года-полутора.
Генерал-лейтенант Трегубенков - начальник Государственного летно-испытательного центра имени Чкалова. Бросается в глаза, что свой самолет называет не так, как мы, журналисты. В этом нет противоречия: формально самолета "Су-34" еще пока не существует. На фирме "Сухой" предпочитают использовать экспортное название: "Су-32". А испытатели зовут его либо официально "Су-27ИБ", либо просто "вэшкой". Последнее звучит загадочно, но объясняется просто: поначалу проект назывался "Т-10В", и на испытания машину прислали под таким шифром. Впрочем, главком ВВС пообещал в ближайшее время поставить точку "в разночтениях": самолет официально станет "Су-34".
"Сушка-вэшка", строго говоря, не является новейшим истребителем-бомбардировщиком. Но хотя со времени первой его демонстрации прошло 15 лет (летом 1990 года опытный "Су-27ИБ" был показан Михаилу Горбачеву и случайно попал в объектив корреспондента ИТАР-ТАСС), он по-прежнему вне конкуренции. И останется таковым еще много лет. Может вести бой с истребителями. Надежен. А его конкуренты - американский "F-15Е" и европейский "Торнадо" - значительно более уязвимы в отличие от нашей "вэшки", два члена экипажа которой размещаются в бронированной кабине-капсуле.
Возникает вопрос: зачем продолжать испытание машины в то время, когда уже начато ее серийное производство?
В Ахтубинске специалисты объясняют: сегодня они проводят испытания не столько машины - она достаточно совершенна, сколько ее вооружения, навигационных приборов и компьютерных систем управления. А это процесс почти бесконечный, оружие и электроника постоянно нуждаются в обновлении.
- Строевой летчик будет полностью боеготовым, когда овладеет всеми способами и видами боевого применения, - объясняет генерал Трегубенков. - "Су-34" приходит на смену нынешним бомбардировщикам "Су-24". И если для подготовленного летчика нынешнего "Су-24" пилотирование нового авиакомплекса не составит проблем, то при овладении оружием потребуется новый уровень теоретических знаний.
...А вчера в Ахтубинске был праздник. Ведущий летчик в испытаниях "Су-34", он же начальник летно-испытательного центра, Радик Абрарович Бариев вернулся из Москвы, где лично из рук президента получил звезду героя. Полковник Бариев со своим штурманом совершили уникальный ракетный пуск - впервые в мире в режиме сверхманевренности с борта истребителя было применено оружие. Своего рода это - новая страница в истории авиации. До этого момента все истребители, обладающие возможностью в полете менять вектор тяги двигателей, были всего лишь воздушными акробатами. Теперь это настоящие воздушные бойцы.