В некоторых СМИ прошла информация, что бизнес намерен компенсировать замораживание цен на дизельное топливо их повышением на бензин. Но официально ни одна компания эту новость пока не подтвердила. Напомним, что в понедельник состоялась встреча премьер-министра с нефтяными королями. Правительство всерьез обеспокоено уже произошедшим скачком оптовых цен на бензин и дизтопливо - с начала года на 15,5 и 8,2 процента соответственно. Ведь опт может потянуть за собой розницу. Тем более на носу посевная, а значит, и традиционный сезонный скачок цен на солярку. Они в свою очередь в перспективе обернутся подорожанием сельхозпродукции и новой волной инфляции. Власти отреагировали на ситуацию упреждающе. Использовав успешный опыт прошлого года, они вновь обратились к нефтяникам с просьбой заморозить цены. Результаты можно назвать обнадеживающими. Во-первых, нефтяные компании заверили, что горюче-смазочных материалов достаточно и дефицит не грозит. Во-вторых, не возражали против очередного моратория. Но сдержат ли они обещание? И не придется ли горожанам совсем скоро расплачиваться за еще не посеянный урожай?
По просьбе "РГ" ситуацию комментирует председатель Российского топливного союза Григорий Сергиенко.
- Не думаю, что кто-то из нефтяников решится ослушаться правительство и не сдержит обещание по замораживанию цен. К тому же оно не столь обременительно для них в нынешних условиях.
Сейчас ситуация с ценами на нефтепродукты складывается достаточно стабильная и предпосылок для роста розничных цен нет. Ведь на самом деле прошлый мораторий оказался для нефтяных компаний весьма выгодной комбинацией. В скором времени после его объявления оптовые цены стали падать, а розничные остались практически "на пике". С начала нынешнего года оптовые цены поднялись, но розница уже соответствовала их уровню.
Опасность сезонного роста цен, действительно, существует. Весной растет спрос на топливо, и как раз в это время многие нефтеперерабатывающие заводы останавливаются на профилактику. То есть возможен некоторый дефицит, который, естественно, обычно перекрывают повышением цен. Правда, вряд ли в сегодняшней ситуации нефтяные компании решатся на такой шаг.
А вот того, что в обмен на согласие заморозить цены на солярку компании захотят получить "добро" на повышение цен на бензин, я не исключаю. Нефтяники, как и любые другие бизнесмены, не филантропы. Они не будут просто так, из добрых побуждений терять прибыль. И если есть шанс, потеряв на солярке, заработать на бензине, то им могут воспользоваться. Кстати, государство в таком случае тоже не останется внакладе - оно компенсирует налоговые потери из-за снижения цен на солярку.
Конечно, такие методы решения проблемы нельзя считать нормальными. Рынок нефтепродуктов должен регулироваться не по воле власти, а рыночными механизмами. Ведь у нас сложилась парадоксальная ситуация: мы - нефтедобывающая страна, сами потребляем четверть произведенной нефти, три четверти уходит на экспорт, но внутренние цены почему-то жестко привязаны к мировым. А все дело в том, что нет объективного механизма ценообразования на внутреннем нефтяном рынке. Есть вертикально-интегрированные нефтяные компании - они сами добывают нефть, сами ее перерабатывают и сами ее продают. И соответственно сами диктуют цены. Так будет продолжаться до тех пор, пока в цепочке добыча - производство - продажа будут заняты одни и те же структуры без промежуточных звеньев.
В сфере нефтедобычи и нефтепереработки очень высока степень монополизма. Кстати, косвенным подтверждением этого служит и то, что государство, которое по закону регулирует только цены естественных монополий, в действительности занимается регулированием нефтяного рынка. Изменить ситуацию может эффективное антимонопольное законодательство. Федеральная антимонопольная служба пытается навести порядок в этой сфере. Но я не уверен, что у нее это получится. У нефтяных компаний слишком крепкое лобби.
Сейчас активно обсуждают планы по созданию нефтяной биржи. Она действительно могла бы создать условия для саморегулирования нефтяного рынка. Но пока по тем же причинам, о которых я уже сказал, к перспективе ее создания отношусь очень скептически.