Свободно прокатиться иностранец сможет транзитом по маршруту Назрань - Беслан - Нальчик (автомобильная дорога М-29), Верхний Ларс - Владикавказ (автомобильная дорога А-301), Нижний Зарамаг - Алагир (автомобильная дорога Р-297) и так далее. Кроме того, к услугам заграничных гостей и закрытые раньше железные дороги. Теперь иностранца пустят на поезда Назрань - Беслан - Муртазово, Владикавказ - Беслан, Алагир - Эльхотово и Гудермес - Моздок - Прохладная.
В целом же перечень территорий, где иностранцев не очень ждут и пускают по спецразрешениям, остался прежним. В запретном списке есть и Норильск, и Комсомольск-на-Амуре, и некоторые места Северо-Кавказского региона. Но чаще в перечне фигурируют просто участки местности, условно говоря, "налево от дороги до деревни на опушке еще нельзя, за опушкой и до озера уже можно, а дальше опять нельзя".
Причины, почему иностранцы, скажем так, не совсем желательны в той или иной местности, легко объяснимы. Там, как правило, находится что-то военное или стратегическое. Нередко это "что-то" даже обнесено колючей проволокой, так что и родных (российских) граждан туда не всех пустят. В перечень запретных зон вошли закрытые административно-территориальные образования, закрытые военные городки, а также территории, если введено чрезвычайное или военное положение.
Однако в полном смысле назвать территории из списка закрытыми нельзя. Это в советские годы было: если замок, то непременно железный. В наши дни возможны варианты. Есть специальный регламент, по которому иностранцы могут попасть в тот или иной регион России, куда въезд для чужих ограничен. Главное: гражданина другого государства должен кто-то пригласить. При этом приглашение должно быть согласовано с ФСБ, где гостеприимному хозяину придется объяснить, с какой целью он зовет гостей. Как правило, деловые причины считаются уважительными, а вот шпионские дела будут строго наказываться.