К примеру, как ни хотели некоторые думцы, они не смогли внедрить в этот закон норму о конфискации имущества террористов и их пособников. И очень о том сожалели. Как ни пытались сохранить ограничения для средств массовой информации, освещающих ход контртеррористической операции, но пришлось уступить - в окончательном варианте Закона "О противодействии терроризму" этих ограничений нет.
Многим показалась тогда подозрительной такая уступчивость. Теперь все объяснилось. В нижнюю палату внесен законопроект, в котором все вернулось на свои места: правила для журналистов - в поправках к действующему Закону "О средствах массовой информации", конфискация - в Уголовно-процессуальный кодекс. Изменения, соответствующие духу и букве конвенции, а также представлениям народных избранников об эффективных мерах борьбы с терроризмом, вносятся также в законы о Федеральной службе безопасности, о противодействии легализации преступных доходов, в Уголовный, административный и Налоговый кодексы.
ФСБ законодатели разрешают в целях противодействия терроризму и в тех случаях, когда промедление смерти подобно, пренебречь тайной переписки и неприкосновенностью жилища.
У журналистов, напротив, права сужаются - законопроектом устанавливается, что в условиях проведения контртеррористической операции порядок сбора и получения ими информации определяется представителем оперативного штаба. Кроме того, законопроектом вводится запрет на распространение в СМИ сведений, раскрывающих специальные средства, технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции. Нарушителям этих правил грозит штраф: журналисты за свою чрезмерную профессиональную любознательность могут быть оштрафованы на 500-2000 рублей, а редакции - до 100 000 рублей.
В Уголовный кодекс вводится специальная статья, в соответствии с которой не считается преступлением "вынужденное лишение жизни террористов при пресечении теракта". УК пополнится также поправками, которые предусматривают уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению терроризма и публичное оправдание терроризма, а также за угрозу совершения террористического акта. Не уйдут от правосудия и те, кто обвиняется в тяжких преступлениях, связанных с терроризмом, но сбежал из страны и "уклоняется от явки в суд". Их будут судить заочно, правда, "в исключительных случаях" и если отсутствие обвиняемого "не препятствует установлению истины по делу".
Но, конечно же, самая интересная новость - конфискация. Она возвращается в российское уголовное право в несколько измененном виде - как мера противодействия терроризму.
Один из авторов законопроекта, среди которых не только депутаты Госдумы, но и сенаторы, вице-спикер нижней палаты Владимир Катренко подчеркнул, что в УПК вносятся изменения, устанавливающие порядок конфискации денег, ценностей и иного имущества, используемых для финансирования терроризма или экстремистской деятельности. А чтобы конфискация не трактовалась слишком широко, в Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" предлагается включить понятие "финансирование терроризма" и дать его определение.
По мнению Катренко, все предложения парламентариев, закрепленные в законопроекте, направлены на "повышение согласованности и эффективности правового регулирования в области противодействия терроризму".