Причина: Москва не торопится отменять сборы с европейских авиакомпаний на полеты над Сибирью, что было условием подписанного в 2003 году протокола с Евросоюзом. Насколько реальны эти угрозы, предсказать никто пока не берется. Тем временем в штаб-квартире ВТО усиленно вводится в оборот тезис о якобы "непредсказуемости" нашей страны.
Отозвать подпись предложил член Европейской комиссии Жак Барро. В 2003 году, подписывая с ЕС протокол, Россия взяла на себя обязательство постепенно отменить плату с европейских авиакомпаний за полеты через Сибирь к 2013 году, снижая ее на 15 процентов в год уже с этого года. Но график отмены платежей так и не представлен, и 20 авиакомпаний платят России 300-400 миллионов долларов в год. В ЕС считают чрезмерной и саму сумму, и форму платежа (не в бюджет, а конкретной бизнес-структуре).
Масла в огонь подлило заявление пресс-службы российского минтранса. Хотя минтранс готовит "предложения по модернизации платежей", ведомство тем не менее "не признает обоснованным... увязку этого с темой присоединения России к ВТО". Более того, в минтрансе уверены, что "в переговорах по ВТО вопрос об отмене платежей не поднимался, и в протоколах, в которых фиксируются все темы переговоров, нет пункта об отмене тарифов за полеты через Сибирь".
В министерстве экономического развития и торговли вчера были этим заявлением, мягко говоря, шокированы. Как сообщили корреспонденту "РГ" в пресс-службе министерства, "этот вопрос обсуждался с Евросоюзом еще в 2003 году". "Это не было требование строго ВТО, но это содержалось в вэтэошном пакете, который мы подписали с ЕС. Однако штука в том, что мы же ничего не делаем", - добавляет пожелавший остаться анонимным другой источник в этом же ведомстве, напомнив, что "делать" изначально поручили минтрансу.
Российские эксперты почти единодушно расценили действия ЕС как "шантаж" и попытку "выжать из России больше, чем было оговорено". Иное настроение царит в секретариате ВТО в Женеве. Корреспонденту "РГ" вчера удалось переговорить с источником в Женеве, близким к переговорам. Во-первых, указал наш собеседник, Россия платит за полеты над Европой в бюджет ЕС, а не какой-то авиакомпании, так что природа платежей разная. Во-вторых, договоренность была, и ее надо выполнять. В-третьих, Россию слишком часто обвиняют в срыве собственных обязательств.
Тезис о "непредсказуемости" активно эксплуатирует Грузия, пригрозившая отозвать свою подпись под протоколом, если Россия не закроет таможенные пункты на границе с Абхазией и не запретит работать там нашим банкам и сотовым операторам. Правда, демарш Грузии не был поддержан другими членами ВТО.
В игру неожиданно вступила и Молдавия, протокол с которой еще не подписан, но все думали, что это дело дней. События развивались так. На прошлой неделе Молдавия пожелала провести с нами серию тарифных переговоров. Это вызвало замешательство у наших переговорщиков, поскольку с Молдавией у нас зона свободной торговли и таможенные тарифы обнулены. И тут Россия запрещает ввоз молдавских, а заодно и грузинских вин из-за обнаружения в них вредных веществ. В Молдавии рассудили, что это плата за "тарифную" инициативу, и заявили, что протокола подписывать не будут.
Предсказать исход этой многошаговой коллизии российские наблюдатели не решаются.
Когда верстался номер
Вчера президент РФ Владимир Путин на встрече с бизнесменами заявил о том, что новые требования США "нас искусственно возвращают назад в ходе переговорного процесса". По словам президента, "мы получили от американских коллег список, требующий дополнительного согласования, который мы считали давно пройденным". По данным "РГ", в этом пакете идет речь об открытии в России филиалов иностранных банков и страховых компаний.