Под машину председателя Союза композиторов подложили гранату

Владислав Казенин | Не хочу я сейчас говорить о гранатах, у нас события поинтереснее. Вот в четверг, в день открытия съезда, в Большом зале консерватории пройдет один из самых главных концертов съезда. Там прозвучит Концерт Бориса Тищенко, который он написал для виолончели и духового оркестра, а его учитель Дмитрий Шостакович переделал для виолончели и симфонического оркестра. И эта версия будет впервые исполняться в Москве! Также впервые прозвучит опус Родиона Щедрина "Диалоги с Шостаковичем". Будут исполняться произведения Шостаковича, Эшпая. Прозвучит и мой Фортепианный концерт, приходите.

Российская газета | А съезд о чем будет говорить?

Казенин | О музыке. Нашему союзу уже 45 лет, его организатором и первым председателем был Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Это все-таки съезд композиторов, поэтому в течение десяти дней в лучших залах Москвы будет звучать музыка всех жанров. А так как в этом году мы отмечаем столетие великого мастера, то в программы всех концертов мы старались включить произведения Шостаковича, а также музыку его учеников и сочинения, ему посвященные. Шостакович - доминанта музыкального фестиваля и, конечно, разговоров на съезде. Его заветам мы стараемся следовать - это и создание условий для композиторов, и сочинения новой музыки, музыкальные фестивали, симпозиумы, семинары для молодых. Обо всем этом пойдет серьезный разговор.

Так что это будет не просто традиционный отчет за пять лет работы, но и возвращение к Шостаковичу, которому будет посвящено наше первое заседание. Важная тема съезда - жизнь наших композиторских организаций, их отношения с властью. Таких организаций у нас 42. Это общественные объединения, существующие в какой-то степени вне государства, хотя их роль в культурной жизни, особенно на местах, чрезвычайно высока. Поэтому необходим закон о творческих союзах, и мы не устаем это повторять. И снова вернемся к этой теме на съезде. В повестке дня - социальные проблемы жизни композиторов, отношения с министерствами в плане закупки произведений, новых проектов, стипендий и пр. Пока для такой страны, как Россия, все эти вопросы решаются недопустимо медленно и скудно.

Как все творческие союзы, мы испытываем большие проблемы, связанные с финансированием. Если министерство культуры и массовых коммуникаций что-то и делает в этом направлении, то - минимально. На 20 концертов, которые пройдут во время съезда, выделена смехотворная сумма в 500 тысяч рублей - в то время как аренда одного только Большого зала консерватории обходится около 400 тысяч! А нам надо оплатить не только приезд и размещение ста делегатов съезда, но и музыкальные коллективы, причем не только из Москвы. Конечно, мы ищем спонсоров, друзей музыки, но все это очень сложно.

РГ | В одном из интервью вы сказали, что не дадите Союзу композиторов развалиться, подобно союзам кинематографистов или писателей. А что, есть к тому предпосылки?

Казенин | Нет. Но в союзах кинематографистов и писателей постоянно идут драки между подразделениями, они то раскалываются, то объединяются. У нас есть пять писательских союзов, два союза художников, но Союз композиторов, слава богу, пока один и - един. Все раздраи происходят, как правило, из-за недвижимости, которая сегодня важный источник средств для существования. И сегодняшние наезды на нас - тоже из-за недвижимости Союза композиторов, самые лакомые кусочки которой находятся в центре Москвы.

РГ | Как вы прокомментируете события в издательстве "Композитор", куда недавно нагрянула некая комиссия, что вызвало шум в печати?

Казенин | Это наше издательство, его генеральный директор - мой заместитель, композитор Григорий Воронов. Там должна была состояться спокойная и рядовая проверка финансовой деятельности издательства. Ведь у съезда могут быть к нему вопросы. К сожалению, этот аудит пришел туда очень поздно, за четыре дня до съезда. И это стало главным раздражителем. Возникла версия, что мы якобы собираемся отобрать это помещение, хотя в союзе и мысли такой не возникало. Это наше издательство, мы работаем в одной связке. Но, судя по всему, там возникли какие-то внутренние структуры, которые считают, что это помещение не находится в хозяйственном пользовании издательства, а принадлежит им и только им. Воронов там попытался все это разъяснить, и мы решили хотя бы в дни съезда обойтись без пушек. Чтобы потом спокойно разобраться во всех нюансах. Тем не менее положение обострилось. Было много телефонных угроз и мне, и моей семье, пришлось попросить милицию о защите. Чтобы можно было нормально жить, передвигаться по городу и работать. И вот все закончилось гранатой в моей машине.

РГ | Как это было?

Казенин | Мы находились в Центре имени Чайковского на площади Восстания, где шел концерт. Потом я поехал в Брюсов переулок, где находится Союз композиторов. Туда приехали председатели местных отделений СК, и я с ними встречался в своем кабинете в 9 часов вечера, мы обсуждали регламент съезда. Закончив, я вышел из здания и уже почти взялся за ручку автомобильной дверцы, когда водитель увидел, что одно из стекол разбито, и закричал: "Стойте!" Вызвали милицию, и под автомобилем на растяжке обнаружили гранату. Так что если бы я успел открыть дверцу, мы бы с вами сейчас не разговаривали. А около часа ночи в квартире раздался звонок, но жена меня к телефону не подозвала, и тогда некто потребовал: "Передайте Казенину, чтобы он забыл об издательском доме "Композитор". И присовокупил, что это - последнее предупреждение.

РГ | Каковы будут теперь ваши действия?

Казенин | Союз композиторов выступил с заявлением. Сейчас я поеду, чтобы провести совет руководителей наших отделений. Вечером - концерт музыки Шостаковича в Новой опере. А в четверг - съезд.