Завтра наступает час окончательного расчета с гражданами, выигравшими суды против нерадивых чиновников.
В былые годы этот день назвали бы вехой, а момент - переломным. Потому что после него де-факто вступает в силу новая, более простая процедура выплат из казны по приговору. Отныне у гражданина, который рискнет бороться в суде с произволом бюрократов, появится больше шансов добиться не только морального, но и материального удовлетворения.
"Я буду на вас жаловаться!" - "Да хоть в ООН!" - подобный нехитрый диалог можно услышать во многих учреждениях от Москвы до самых окраин. Увы, это не преувеличение. Первую фразу по традиции произносит гражданин (он же - посетитель, жалобщик, электорат). Вторую - чиновник, который и сам обычно невелика птица, но в такой момент мнит себя орлом.
Да беда в том, что ООН не принимает жалобы на начальников ЖЭКов, сотрудников собесов и районных налоговых инспекторов. А жалобы в другие инстанции, по сложившемуся бюрократическому порядку, возвращаются в руки тем, на кого люди и жалуются.
Разорвать замкнутый круг может лишь суд, но при условии, что он будет честным и справедливым. В среднем суды общей юрисдикции рассматривают в год около 600 тысяч дел, которые можно отнести в разряд административных, то есть подходящих под определение "гражданин против государственного ведомства". Причем граждане выигрывают почти в 65 процентах случаев. Какие это дела? Любые! Это может быть и иск к инспектору ГАИ, неправильно забравшему права, и к налоговику, выписавшему излишний штраф, и к командиру воинской части, отправившему солдат на личную дачу.
Отдельной строкой проходят иски невинно осужденных и напрасно арестованных. Должны навсегда пройти те времена, когда человек, без вины попавший в жернова правоохранительной машины, должен быть счастлив уже тем, что его вообще отпустили на волю. Сейчас разговор другой: взяли не того, не разобрались, отправили за решетку без вины - получите иск. Самый свежий пример - дело бывшего десантника Павла Поповских, которого несколько лет продержали в следственном изоляторе по обвинению в убийстве журналиста Дмитрия Холодова. Суд оправдал Павла Поповских и всех, кто вместе с ним сидел на скамье подсудимых. Теперь бывший полковник требует компенсации в суде. В деле фигурируют суммы на миллионы рублей.
Однако даже если люди в мантиях встанут на сторону гражданина, это только полдела. Надо еще, чтобы решение суда в отношении государственного ведомства было исполнено. А вот с этим, как показывает практика, возникали очень большие проблемы.
Дело в том, что в сентябре 2002 года было принято постановление правительства N666 "О порядке исполнения Министерством финансов РФ судебных актов по искам к казне". Правозащитники назвали этот документ "дьявольским", и причиной тому был не только номер. Чиновники установили не сложную, а очень сложную процедуру выплат из казны. Можно было семь пудов соли съесть и все равно остаться без денег.
Гораздо легче получать долги с частников. Когда в ответчиках гражданин или коммерческая фирма, должнику дается 10 дней на добровольное исполнение решения суда. А после, если ответчик не пожелал платить, за работу берутся судебные приставы. Когда же должником является государственное ведомство, то платить должно министерство финансов. Оно могло платить, а чаще не платить сколь угодно долго. При этом никакое другое ведомство помощи человеку практически не оказывало. Судебные приставы были отстранены от подобных дел. Человек, добившийся победы в суде, должен был сам обивать казенные пороги, засыпать чиновников минфина письмами, заполнять многочисленные формы, в которых и профессионал-то сразу не разберется.
Невыплаты по искам к казне стали обычным делом, а потому жалобы от недовольных граждан дошли до Конституционного суда РФ. В итоге летом прошлого года ряд положений постановления "три шестерки" были признаны противоречащими Конституции. В частности, Конституционный суд решил, что правительство "возложило непосредственно на взыскателя обязанность направлять в минфин копию судебного акта" и тем самым "допустило возможность возврата листа взыскателю без исполнения по чисто формальным основаниям". Не одобрили судьи и то, что постановление "не предусмотрело механизм ответственности за несвоевременное или ненадлежащее исполнение минфином возложенной на него публичной обязанности". Поэтому, как гласил вердикт, была создана легальная возможность как для блокирования исполнения судебных решений, так и для исполнения их с нарушением установленных сроков.
В общем, ряд пунктов постановления были аннулированы. Исправлять недостатки было решено на законодательном уровне. И в конце прошлого года президент подписал новый закон N 197-ФЗ, который в том числе внес изменения в Бюджетный кодекс России и Закон "Об исполнительном производстве". Документ вступил в силу с 1 января 2006 года. Он по сути и ввел новую процедуру. Например, гражданин, выигрывавший дело против чиновника, вправе потребовать, чтобы суд сам направил исполнительный лист в минфин. Для этого человеку надо всего лишь оформить заявление в произвольной форме и оставить его в канцелярии суда. Также закон увеличил срок исполнения решений судов до 3 месяцев. А самой важной нормой закона юристы называли требование исполнить в течение трех месяцев со дня вступления закона в силу все неисполненные прежде судебные решения. Так что завтра минфин должен отдать последние долги из накопившихся за эти годы и подвести черту. Все следующие граждане-победители в судах будут получать деньги по новой процедуре.
Интересно, что пока нельзя сказать, сколько всего казна должна гражданам. До сих пор никто подобной статистики не вел. Вскоре и этот пробел будет исправлен. Как рассказали корреспонденту "РГ" в Федеральной службе судебных приставов, они вместе с министерством финансов начали подсчет всех, образно говоря, судебногосударственных долгов.
- На сегодняшний день началась эта работа, - сообщил директор Федеральной службе судебных приставов Николай Винниченко, - ее цель установить общую сумму всех обязательств государства по исполнительным документам.
Создание прозрачной и простой процедуры расчетов по судебным искам должно несомненно улучшить общую правовую систему по защите прав граждан. С этими же целями Верховный суд РФ разрабатывает идею создания специализированных административных судов, которые бы рассматривали иски граждан к государственным ведомствам. В Верховном суде созданы три специализированных состава: по административным делам, по рассмотрению социальных и пенсионных дел и состав по трудовым спорам. Такие же составы создаются в республиканских, краевых и областных судах. В общем, для граждан создаются все условия: боритесь и защищайтесь. В правовом поле.
прямая речь |
Владимир Туманов,
председатель Совета при президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия:
- В течение длительного времени до принятия этого закона государственные службы не принимали к оплате исполнительные листы, которые представляли им граждане, и считали, что поступают совершенно правильно. Иногда они просто отказывали в приеме, а иногда даже позволяли себе заявить, что решение суда неправильное и будет обжаловано.
В итоге сложилась такая практика, когда исполнительные листы по претензиям граждан к государству оказались не тем же самым, что и исполнительные листы о взыскании с другого гражданина. Это вызывало немалое недовольство, особенно, если учесть, что с претензиями к государству о выплате обращались в суды большое количество бюджетников и других граждан.
Теперь закон дал такое здравое разъяснение: извольте по решению судов платить, вы такие же плательщики, как и обычные граждане. Это очень хорошее начало. Но, к сожалению, зная нашу действительность и сложившиеся привычки наших чиновников, я не уверен, что он выполняется так, как должен выполняться.
Вячеслав Лебедев,
председатель Верховного суда РФ :
- Нашему государству очень нужен закон об административном судопроизводстве. Жалобы населения на должностных лиц и органы власти должны рассматриваться быстро, качественно и на высоком профессиональном уровне, а не в общем потоке других дел. Позиция Верховного суда была всегда принципиальной и постоянной. Мы всегда настаивали на создании специализированных административных судов. Соответствующий закон был принят Государственной Думой в первом чтении. В Верховном суде созданы три специализированных состава: по административным делам, по рассмотрению социальных и пенсионных дел и состав по трудовым спорам. Такую же рекомендацию я дал республиканским, краевым, областным судам".