Джон Малкович и Евгений Миронов идут "По этапу"

В Пушкине, что под Петербургом, заканчиваются съемки фильма "По этапу" (его американское название - In Transit), которые продолжались пять недель.

 Для работы над фильмом, основанным на реальной истории о том, как зимой 1946 года в женский пересыльный лагерь по ошибке привезли группу немецких военнопленных, российская компания "Тема Продакшн" пригласила английского режиссера Тома Робертса, российских сценаристку Наталью Портнову и оператора Сергея Астахова, а также собрала интернациональный состав актеров, включая Джона Малковича.

Том Робертс имеет серьезный опыт работы в кинодокументалистике - он снимал фильмы об иракской войне и Чернобыле, Чечне и ГУЛАГе, так что предмет фильма ему хорошо знаком. Это, надо надеяться, поможет избежать ошибок, естественных в случае, когда иностранный режиссер снимает фильм о российской истории, да еще на английском языке.

Присутствие в проекте таких питерских мастеров, как оператор Сергей Астахов, работавший на многих картинах с Алексеем Балабановым (от "Брата" до "Войны"), и художник-постановщик Владимир Светозаров ("Мастер и Маргарита" Владимира Бортко), позволит обеспечить максимум изобразительной достоверности и передачу атмосферы времени.

Смешанный актерский состав картины иначе как звездным не назовешь. Рядом с крупнейшим американским актером Джоном Малковичем и восходящей голливудской звездой Верой Фармигой работают литовская актриса с международной славой Ингеборга Дапкунайте, крупнейший российский актер Евгений Миронов, молодая звезда английского артхауса Натали Пресс, известные немецкие актеры Томас Кречман (игравший нациста в "Пианисте" Романа Поланского), прославившийся в картине "Гуд бай, Ленин!" Даниэль Брюл и многие другие.

... Недавно закончилась война, и идет первая мирная зима. Однако для обитателей женского пересыльного лагеря под Ленинградом мирной ее вряд ли назовешь. Мало того, что агонизирующая сталинская империя видит врагов повсюду и гонит их "по этапу" в Читу, а то и подальше, а воспитанные режимом и измученные войной злобные охранницы держат несчастных женщин на голодном пайке. В лагерь, которым управляет женская команда во главе с 40-летней Ольгой Александровой (Татьяна Яковенко), неожиданно для всех вместо новой партии политических заключенных женщин привозят группу немецких военнопленных мужчин.

Пережившие блокаду, потерявшие на войне своих мужчин охранницы оказываются лицом к лицу с врагами, которых они готовы растерзать. Больше всех лютует Вера Тюрина, которую даже свои называют "дьяволом в юбке" (эта роль досталась женственной Ингеборге Дапкунайте). Озверевшая Вера начинает избивать палкой до полусмерти изможденных, истощенных голодом и холодом людей, призывая своих товарок покончить с ними разом. У Веры фашисты уничтожили всех родных и близких. Ольгу изнасиловали немецкие солдаты, и теперь она не может иметь детей... Можно ужаснуться зверству товарища Тюриной, которая бьет пленных, морит их голодом. "Для меня война только начинается, - говорит она, подставляя их под расстрел. - И мне это нравится". Можно обвинить лагерное начальство в бесчеловечном обращении с военнопленными и нарушении им международных прав. Но и понять этих женщин, замордованных сталинским режимом, измученных войной, у которых зачерствели сердца и замерзли души, тоже можно.

Все смешалось в женском пересыльном лагере, где оказались и жертвы, и палачи - с обеих сторон. Например, полковник НКВД Павлов - в этой роли искуснейший, многоликий Джон Малкович, который немало на своем веку переиграл изощренных злодеев. Время от времени полковник посещает лагерь и наводит там порядок: расставляет стукачей, выявляет нелояльных, устраивает издевательские пытки и публичные казни. Товарищ Павлов подл, циничен и жесток. Он вынюхивает и выслеживает, находит у людей слабые места, использует их, подчиняя себе, произносит лицемерные патриотические речи, упивается властью, унижая слабых и беззащитных. Джон Малкович - актер серьезный, основательный. Прежде чем надеть овчинный тулуп и фуражку офицера НКВД, перепоясаться широким кожаным ремнем, он, по его словам, "прочитал несколько книг об этом периоде русской советской истории, например, "Сталинградскую битву" и "Падение Берлина" Энтони Бивера и книгу Волкогонова о Сталине. Под именем Клаус (Даниэль Брюл) скрывается военный преступник, за которым ведет охоту Джон Малкович. Фанатичный нацист, по чьему приказу были уничтожены сотни женщин и детей, остается стойким приверженцем гитлеровской идеологии. Поняв, что пришел его конец, Клаус бросается под поезд с криком "Хайль, Гитлер!".

Однако даже после самой лютой зимы неизбежно наступает оттепель: таковы законы природы и жизни. И она берет свое даже здесь, даже в этом страшном месте, обнесенном колючей проволокой. Немецкие пленные, которых поставили работать на железной дороге, отдают последнюю буханку хлеба советским политическим; проходящим мимо по этапу; русские бабы, преодолев ненависть к врагам, начинают видеть в них обыкновенных людей, многие из которых не по своей воле пошли воевать.

И на обломках горя зарождается любовь юных Петера (Патрик Кеннеди) и Зины (Натали Пресс) и зрелых Макса и Наташи. Одна - слишком робкая, слишком беззащитная - обречена на трагический конец с самого начала. Вторая знаменует победу над мраком, демонстрирует силу человеческого духа. Она-то в конце концов и становится центром фильма. Образуется странный любовный треугольник: Наташа (Вера Фармига), Андрей (Евгений Миронов) и Макс (Томас Кречман).

Контуженый охранник Андрей весь день занят тем, что бесконечно и бессмысленно тасует колоду карт. Бывший блестящий советский офицер превратился в жалкое бессловесное существо, не ведающее, что творит. Страдая манией преследования, он стучит полковнику Павлову на всех, включая собственную жену, которая, как ему мерещится, хочет его отравить.

Макс - бывший профессор университета из Гамбурга. Это умный, зрелый человек, который чувствует на себе ответственность за то, что происходит с его товарищами, за то, что случилось с его страной. Вначале он насторожен по отношению к Наташе, хотя и видит в ней, несмотря на всю ее лояльность режиму, сильную и честную натуру. Но постепенно его захватывает страсть к этой незаурядной женщине ...

"Мне хотелось бы снять фильм о несокрушимости человеческого духа. О том, что любовь побеждает все. О том, как маленький человек, сопротивляясь тяжкому гнету обстоятельств, одерживает победу над тоталитаризмом", - говорит режиссер фильма Том Робертс.

Компания "Тема Продакшн", выпустившая, начиная с 2003 года, 12 фильмов, в числе которых "Матч пойнт" Вуди Аллена, активно работает на международном кинорынке. Отвечая на вопрос "РГ" о том, не оттолкнет ли история о нашей жизни, снятая на английском языке, российского зрителя, глава компании "Тема Продакшн" Михаил Дунаев говорит, что ориентирует картину прежде всего на международную аудиторию. Российское кино, к сожалению, несмотря на отдельные достижения, на мировом кинорынке предстает еще если не бедным родственником, то экзотическим существом. Самое важное, по мнению Дунаева сделать его равноправным участником европейского кинопроцесса. Поэтому компания является сопродюсером фильмов режиссеров такого уровня, как Вуди Аллен или Вернер Херцог, финансируя до 30 процентов их бюджета. Поэтому она делает фильмы о российской истории в форме и на языке, понятных мировому зрителю. Что касается зрителей российских, то, во-первых, в картине "По этапу", он считает, очень силен "русский элемент" (сюжет, актеры, творческая группа), а, во-вторых, в ближайшее время в планах "Темы", которая осенью запускает в Петербурге новую мощную киностудию западного типа, оснащенную новейшими технологиями, начать производство чисто российских картин. Эти фильмы - комедии, мелодрамы с сильным позитивным элементом - будут обращены к самой широкой аудитории.