Последние два года донская промышленность растет на глазах, однако многие инвесторы продолжают воспринимать Ростовскую область преимущественно как аграрный регион.
Отсутствие четкого имиджа региона несколько лет мешало притоку капитала в донскую экономику. Это стало очевидным, когда два года назад областные власти взялись за разработку стратегии привлечения инвестиций. Как показали опросы экспертов и инвесторов, проведенные НП "Национальное агентство прямых инвестиций", в масштабах глобального инвестиционного рынка Ростовская область зачастую воспринималась вкупе со своими южными соседями как сугубо аграрный регион.
А ведь экономика области создается не только агропромышленным комплексом, дающим примерно треть валового регионального продукта и около 50 процентов российского экспорта зерна, но и развитой и динамично растущей промышленностью, банковской системой, активно модернизирующейся логистической инфраструктурой. Ростовская область сейчас конкурирует не только со Ставропольским и Краснодарским краями, в которых преобладает сельское хозяйство, а рост промышленного производства в прошлом году составил всего 109,5 и 106,7 процента соответственно. На отечественных и мировых рынках область соперничает с регионами, входящими в традиционное "промышленное ядро" России. С Нижегородской областью - в выпуске стальных труб и автомобилей, Башкортостаном, Татарстаном и Свердловской областями - в производстве стройматериалов. Конкурируют ростовские производители и с волгоградским сталелитейным производством, и с подмосковными предприятиями легкой промышленности.
Однако имиджевые потери было чем компенсировать. За прежние годы на Дону сформировался не только мощный промышленный потенциал. Местный бизнес смог обеспечить самый большой показатель доходов населения среди субъектов Южного федерального округа (например, в 2005 году средний доход жителя области составил 6207 рублей в месяц). И это уже привлекло первых крупных сторонних инвесторов: глобальные торговые сети "Рамстор", "Метро Кеш энд Кэрри" уже открыли свои гипермаркеты в Ростове. Первый камень коммерческого центра в пригороде донской столицы заложила компания IKEA. По предварительным расчетам, шведские инвесторы вложат в этот проект порядка 130 миллионов долларов, а после его реализации бюджеты всех уровней будут получать в виде налоговых поступлений примерно 600 миллионов рублей в год. Неудивительно, что администрация области согласилась частично профинансировать из регионального бюджета строительство транспортной развязки для нового комплекса.
Стабильная промышленность и развитая торговля позволяют формировать сбалансированный бюджет. Так что в последние годы у области есть ресурсы для целенаправленного развития кластеров, которые потянут за собой проекты из смежных отраслей. Среди приоритетов на этот год обозначены, к примеру, производство комплектующих для международных автомобильных компаний, производство стройматериалов, развитие легкой промышленности и бизнес-инфраструктуры... Кривое зеркало, через которое инвесторы смотрели на регион, удалось разбить.
Впрочем, скорость набора оборотов донской экономики во многом будет зависеть и от федерального центра. Чтобы модернизировать не локальные участки, а ключевые узлы транспортной инфраструктуры, и сделать регион в целом еще более привлекательным для инвесторов, ресурсов местного бюджета явно недостаточно. В целесообразности таких расходов администрация области более или менее успешно убеждает Москву. К примеру, для реконструкции Кочетовского гидроузла в прошлом году вместо изначально запланированных 270 миллионов рублей из центра пришло 457,7 миллиона. В результате уже этой весной начнется пробный пропуск судов через новую ветку шлюзов, которая после завершения реконструкции гидроузла обеспечит увеличение пропускной способности донского судоходного канала вдвое. В этом году на проект планируется потратить еще 530 миллионов бюджетных рублей, а все затраты должны окупиться в течение семи лет.
В прошлом году началась реконструкция ростовского аэропорта, который находится в федеральной собственности (пассажирооборот его растет примерно на три процента в год и уже перевалил отметку 100 тысяч человек в месяц). После реконструкции светосигнальной системы и удлинения взлетно-посадочной полосы здесь можно будет принимать тяжелые международные авиалайнеры.
Продолжается расширение федеральной трассы "Дон", связывающей Ростов-на-Дону с Москвой. Еще в прошлом году глава Федерального дорожного агентства Олег Белозеров заявил, что на ее реконструкцию потребуется 50 миллиардов рублей и что работы должны быть завершены к 2010 году. К этому времени на всем протяжении от Москвы до Ростова-на-Дону будет четыре полосы движения в каждую сторону.
Такая динамика, конечно, стимулирует и частных инвесторов, специализирующихся на развитии коммуникаций. В этом году в Ростове начнется строительство современного причального комплекса. Стоимость первой очереди сооружений - 1,62 миллиарда рублей. Развернуты работы на стройплощадке логистического парка класса "А" площадью 50 тысяч квадратных метров. "Национальная логистическая компания" (входит в консорциум "РосЕвроГрупп") планирует вложить в него миллиард рублей и окупить затраты в течение пяти-шести лет. Первая очередь складов должна быть сдана в этом году.
Уже сейчас существующие промышленные, аграрные и инфраструктурные инвестиционные проекты перечислять можно долго. Но в области хорошо понимают, что особенно важны те направления, которые позволят совершить технологический прорыв и поднять конкурентоспособность региона на мировом рынке. Явных помех на этом пути у региона пока нет.
комментарий |
Александр Починок,
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ:
- По своим потенциальным возможностям, транспорту, промышленности, инфраструктуре самой привлекательной для инвестиций на Юге России всегда считалась Волгоградская область, на второе место ставили Ростовскую область, на третье - Краснодарский край. Практика показала, что рейтинг надо выстраивать иначе. Первое место - у Краснодарского края, за ним идут Ростов и Волгоград. Это еще раз доказывает, что очень многое зависит от того, какую инвестиционную политику проводят разные субъекты Федерации.
Краснодарский край всегда был на редкость активным, демонстрируя целенаправленную политику по привлечению инвестиций. Ростовская область несколько, на мой взгляд, задержалась на старте. Но потенциал у нее просто гигантский. Хорошо, что руководство области создало агентство инвестиционного развития, которое сейчас активно участвует в выставках, привлекает крупных инвесторов и так далее.
Рост наблюдается во всех основных отраслях экономики области. Когда начнет действовать реконструированный Кочетовский гидроузел и пропускная способность его удвоится; когда будет построен второй энергоблок атомной станции и решатся все проблемы с энергоснабжением, плюсов у Ростовской области появится еще больше.