Итальянский скрипач Сергей Крылов впервые выступил в России

Для своего возвращения на Родину в качестве солирующего музыканта Крылов выбрал Екатеринбург и Уральский филармонический оркестр. Их пути пересеклись пару лет назад на гастролях оркестра в Испании, где солисту и оркестру с одной репетиции пришлось играть концерт Бетховена. Главный дирижер Дмитрий Лисс рассказывает: "Музыканты оркестра и я были потрясены игрой Сергея Крылова: он не только виртуозно владеет инструментом, но и обладает незаурядным музыкальным мышлением. С того момента мысль о совместном выступлении в Екатеринбурге нас не покидала".

Свой последний концерт в СССР Сергей Крылов дал почти 17 лет назад. Выпускник ЦМШ при Московской консерватории и к тому времени уже лауреат международных конкурсов, он был подающим надежды вундеркиндом. А сегодня он живет и преподает в Италии, гастролирует по всему миру, в его активе работа с лучшими оркестрами и такими дирижерами, как Китаенко, Ростропович, Сондецкис, Ашкенази, Садо, Микеланджели, П. Коган, он записывается на EMI Classics и Agora. В распоряжении музыканта скрипки Страдивари и Гваданини, но в Россию он приехал с инструментом своего отца, известного в прошлом скрипичного мастера. Мстислав Ростропович в своем письме менеджеру музыканта написал: "Я считаю, что Сергей Крылов сегодня входит в пятерку лучших скрипачей мира".

Для своего первого в России концерта Сергей Крылов выбрал программу более чем неординарную: вернул публике никогда не исполнявшийся, запредельной сложности Пятый скрипичный концерт Паганини. Необычным был и сольный бис - Токката и фуга ре-минор Баха в переложении для скрипки. После концерта музыкант дал "РГ" интервью.

Российская газета

Как вы оказались в Италии?

Сергей Крылов

В 1989 году мы всей семьей уехали в Кремону. Уезжать никто не хотел, среди глубоко личных причин отъезда было и здоровье отца. Первые годы жизни там были очень непростыми, мы пережили тяжелые времена. Но затем организовали "Академию" - частную музыкальную школу, ведь моя мама - пианистка, в прошлом преподаватель ЦМШ. И теперь учим талантливых итальянских детей, устраиваем концерты, пропагандируем русскую музыку: Чайковского, Прокофьева, Шостаковича...

РГ

Кто ваши учителя, как складывалась музыкальная карьера?

Крылов

В России я учился у Леонида Когана и Сергея Кравченко, а в Италии - у Сальваторе Аккардо, это выдающийся скрипач с мировым именем, известен тем, что переиграл всего Паганини. Кремона позволила мне продолжать мое главное дело и не распыляться на другие темы, как это пришлось многим коллегам в России. За прошедшие 16 лет жизни многое изменилось, но я в сущности их прожил в четырех стенах: с музыкой, любимыми композиторами, скрипкой и пультом. Ну и концерты, фестивали, конкурсы. Конечно, я счастлив, что добился многого, но музыка - это та сфера, в которой до конца дойти просто невозможно, всегда есть что-то впереди.

РГ

Почему для своего первого выступления в России вы выбрали Екатеринбург, а не столицу? Не приглашали?

Крылов

Приглашения были, но я по разным причинам не доводил их до конца. Москва - особая реальность: не могу сказать, что она отличается безразличием к уехавшим, но что-то от этого есть. Кроме того, мне как музыканту нужны были определенные условия, которые я нашел именно в Екатеринбурге. Прежде всего качество оркестра: высококлассный коллектив и замечательный маэстро Дмитрий Лисс! Плюс отличный зал с прекрасной акустикой и аншлаг.

РГ

Что вас связывает с Мстиславом Ростроповичем?

Крылов

Мы познакомились три года назад, я играл сольный концерт на церемонии награждения его званием "Почетного гражданина Кремоны". После чего Мстислав Леопольдович подошел ко мне и сказал, что хотел бы со мной работать. А дальше все было как в сказке, он позвонил, и спустя какое-то время мы играли совместный концерт. Всего их было несколько, в том числе в Испании, перед королевой Софией. В конце этого года планируем играть вместе снова.

РГ

Чем продиктован выбор Пятого концерта Паганини?

Крылов

Это практически неисполняемое сочинение, мы искали партитуру по всему миру и с трудом нашли. А среди виртуозных произведений Паганини этот концерт особенно сложен - кажется, что Паганини писал его так, чтобы кроме него никто не смог сыграть.