Минтранс не намерен идти на уступки ЕС

Сегодня в Москву для переговоров прибывает делегация Евросоюза. Однако минтранс не намерен идти на уступки. Об этом заявил корреспонденту "РГ" министр транспорта Игорь Левитин по окончании заседания российско-польской межправительственной комиссии.

Суть возникших в последние дни трений такова. Воздушный коридор, проходящий через территорию Сибири, - самый короткий путь из Юго-Восточной Азии в Западную Европу. Европейцы им активно пользуются, но, как это принято во всем мире, за плату. Россия с транссибирских платежей получает 300 миллионов долларов в год, и эти деньги идут на нужды отечественной авиации.

Когда встал вопрос о вступлении России в ВТО, Евросоюз выдвинул условие: согласие в обмен на отмену транссибирских платежей для авиакомпаний государств, входящих в его состав. Россия согласилась, но тоже с условием: решать этот вопрос будет не в одночасье, а до 2013 года. Однако на прошлой неделе, когда Москве и Брюсселю не удалось договориться по топливно-энергетическим вопросам, комиссар ЕС по транспорту Жак Барро заявил, что Евросоюз не намерен оставлять в силе договоренность о транссибирских пролетах до 2013 года и требует решить его в ускоренном порядке. А в случае отказа ЕС отзовет свое согласие на членство России в ВТО. "Договорились решать вопрос до 2013 года, значит, так и будет, - сказал корреспонденту "РГ" министр Игорь Левитин. - И не надо переносить проблемы в энергетических отношениях на транспорт". Так что, судя по всему, переговоры с ЕС легкими не будут.

Левитин расставил акценты и в другом ключевом вопросе - действительно ли в России началась продажа госсобственности на федеральных дорогах? В частности, "РГ" поинтересовалась подробностями показанного накануне по телевидению сюжета о продаже моста на федеральном Александровском тракте в Иркутской области. "Это недоразумение, - заявил Левитин. - Ничего из госсобственности на федеральных дорогах не продается и продаваться не будет. Сейчас решается вопрос о том, чтобы в будущем некоторые объекты отдавать в концессию, то есть во временное управление частному бизнесу. Но все объекты при этом останутся в собственности государства. Однако в отношении дорог федерального значения этот вопрос пока не решен. Видимо, в Иркутской области трасса все-таки имеет другое подчинение, и местные власти так решили распорядиться своей собственностью".

Отметим, что российско-польская межправительственная комиссия не собиралась уже три года: не было необходимости. Недоразумения начались, когда Польша стала членом ЕС. Например, ЕС взял на себя обустройство пограничных переходов между своими странами и Россией. Взять-то взял, а определиться не может ни с тем, в каких конкретно пунктах должны быть КПП, ни с организацией ветеринарного и фитосанитарного контроля. И вышло недоразумение. "На польской границе нет ветеринарного и фитосанитарного контроля, а есть одна таможня, - сообщил Левитин как глава российской стороны МПК. - Она в состоянии проверить только, какие продукты провозятся, но не несет никакой ответственности за то, насколько они безопасны". И пять месяцев назад Россия была вынуждена опустить шлагбаум перед продуктами питания, идущими с польской территории. Польша терпит большие убытки: нет доходов от транзита продуктов из стран ЕС, но главное, потерян главный покупатель в лице России. Решено обязать ветслужбы двух стран в течение двух недель провести совместные консультации и найти выход из положения.