Дмитрий Белоголовцев | На этом вопросе я стараюсь не зацикливаться. Танцевать надо по возможности все - и классику, и современную хореографию. Недостатка в работе у меня никогда не было - я оказывался занят почти во всех самых интересных премьерах театра.
РГ | На днях прошла премьера "Золотого века". В свое время вы танцевали Яшку - это ваша первая роль в Большом, а уже через год - Спартак. Как вы думаете, почему на вас обратил внимание Юрий Григорович?
Белоголовцев | Я выступал на конкурсе и танцевал там танго из "Золотого века". Потом меня вызвали и сказали: "Юрий Николаевич дает тебе "Золотой век". Ты можешь выбрать или Бориса, или Яшку". Мне показалось, что Яшка интереснее. А "Спартак"... Со Спартаками всегда были проблемы. В тот момент танцевали Клевцов и Васюченко. Васюченко завершал карьеру, поэтому меня и назначили. Тогда не было принято отказываться от роли. Тем более когда ты такой молодой, нужно цепляться за партии.
РГ | А сейчас почему вас нет в составе "Золотого века"?
Белоголовцев | Расписание репетиций было составлено так, что пришлось выбирать: или "Золушка", или "Золотой век".
РГ | Не жалеете, что выбрали "Золушку"?
Белоголовцев | Все - и солисты, и кордебалет - работали с интересом, а это далеко не всегда бывает. Никого не приходилось заставлять. Может быть, это зависит от балетмейстера. Юрий Посохов - человек по-настоящему творческий. Он всех "заводил".
РГ | Перед отъездом за рубеж Посохов был ведущим солистом Большого. Вы застали его в театре?
Белоголовцев | Мы работали вместе только полгода, и я видел его только в "Блудном сыне". По-настоящему я с ним познакомился, только когда он ставил у нас "Магриттоманию".
РГ | Вы были первым исполнителем этого балета в России. Большая была разница в работе над балетами? Все-таки "Золушка" - это развернутая многоактная история, а "Магриттомания" - набор бессюжетных танцевальных зарисовок.
Белоголовцев | Разница в другом. "Магриттоманию" Посохов поставил сначала в Сан-Франциско, а над переносом большую часть времени работал его ассистент. Балетмейстер приехал дней за десять до премьеры, сказал, что все неправильно, очень многое переделал. А "Золушка" ставилась с нуля, и мы шли вместе с самого начала.
РГ | Посохов начал ставить, будучи активным танцовщиком. Нынешний руководитель балета Большого театра Алексей Ратманский многие годы и танцевал, и ставил. Вы ведь тоже учитесь на балетмейстерском отделении?
Белоголовцев | Я вас разочарую - уже не учусь. Меня отчислили.
РГ | За что?
Белоголовцев | За непосещаемость. Совмещать сцену и учебу оказалось физически невозможно. Ребятам из кордебалета или вторым солистам попроще. А у меня все время получалось, что в единственный выходной нужно с девяти утра до шести вечера сидеть на лекциях.
РГ | А со временем надеетесь окончить балетмейстерское образование?
Белоголовцев | В принципе, я окончил Московское хореографическое училище, у меня есть диплом педагога. Хотя мне кажется, что бумажка в нашем деле не так уж много значит. Если я куда-то приду на работу, то смотреть будут не на бумажки, а на то, что я умею как профессионал.
РГ | Вы едете в Англию не в первый раз?
Белоголовцев | Да, но обычно гастроли проходят в Лондоне. На этот раз - четыре города, в которых я никогда не был. А Лондон - в августе.
РГ | Правда ли, что в Лондоне критика более придирчивая, чем в других странах?
Белоголовцев | Мне кажется, она там более адекватная, чем у нас. Во всяком случае когда я читаю английскую прессу, я гораздо чаще соглашаюсь с мнением автора.
РГ | А публика сильно отличается от нашей?
Белоголовцев | Не очень, особенно по сравнению с бразильской или аргентинской. Там зрители свистят и улюлюкают, ногами топают, если им нравится. А в Японии все наоборот: все очень аккуратные, спокойные. А потом, когда выходишь после спектакля, тебя ждет толпа. Японцы вообще большие поклонники балета.
РГ | История балета XX века знает много замечательных дуэтов: Дудинская-Сергеев, Максимова-Васильев, например. Почему сейчас постоянных дуэтов стало меньше? Пришло время индивидуальных карьер?
Белоголовцев | Такая сейчас репертуарная политика. На мой взгляд, это не всегда правильно. Если танцуешь с кем-то постоянно, то перед спектаклем за два-три дня проверил поддержки, дуэты - и все. А если каждый раз новая партнерша, то приходится больше репетировать.
РГ | Вы родились не в Москве. А как попали в Московское хореографическое училище?
Белоголовцев | Отец у меня военный, и семья перемещалась по стране. Я родился во Львове.
РГ | Кто привел вас в балет?
Белоголовцев | Мама. Она всегда любила балет, танцевала сама - для души. Случайно услышала о наборе в хореографическое училище и отвела.
РГ | Никогда не говорили ей: что ж ты, мама, сделала?
Белоголовцев | Однажды была история. У меня сыну пять лет, и мама стала покупать ему какие-то книжки про балет. Я что-то сказал по этому поводу, и она спросила: "Разве ты не хочешь, чтобы он пошел в балет?" Я ответил: "Да упаси господи!". И в этот момент мама на меня так посмотрела...