Как правило, хоть один раз за весь премьерский срок глава российского правительства преодолевает пятнадцатичасовое расстояние, чтобы посмотреть Бразилию, "где много диких обезьян" и где, если верить Остапу Бендеру - "полтора миллиона человек и все поголовно в белых штанах". Возможно, в отличие от великого комбинатора желание увидеть эту страну не было хрустальной мечтой детства Михаила Фрадкова. Тем не менее "командовать парадом" ему пришлось.
С этой далекой страной у России немало общего. Гипотетическое падение цен на нефть на мировом рынке точно так же, как и нашей стране, угрожает стабильности экономики Бразилии кризисом. Как и российское правительство, бразильцы постоянно борются со злейшим врагом - инфляцией. И в этом приобрели неплохой опыт. В этой стране при существенно усиливающемся платежном балансе финансовым властям все же удается справляться с ростом цен. Именно поэтому бразильский министр финансов готов давать советы своему российскому коллеге Алексею Кудрину, который обещает удержать рост цен на уровне 9% в 2006 году, но боится потерять контроль над инфляцией. При встрeче с главным российским финансистом бразильский министр Антониу Палосси даже предостерег Кудрина: "Только не доводите инфляцию до 11%, иначе дальше ее трудно будет удержать". Профессионал Палосси знал, о чем говорит: между финансовыми махинациями, в которых его обвинили буквально накануне визита российского премьера, ему все же удалось добиться экономической стабильности в своей стране. И именно сейчас - за несколько месяцев до президентских выборов - это, пожалуй, и есть главный козырь президента Бразилии Луиса Инасиу Лула да Силва. Правда, уход с политической арены финансиста, как замечают эксперты, скорее всего осложнит предвыборную кампанию главы этого государства.
Но борьба с ростом цен - это не единственное сходство двух стран. Судя по постоянным отговоркам главы минэкономразвития Германа Грефа, не желающего удваивать ВВП, России, как и Бразилии, понадобится, видимо, целое столетие для удвоения доходов на душу населения. Так утверждают ученые-исследователи из бразильской Национальной конфедерации промышленности. За последние десять лет только в 2000-м и 2004-м годах бразильская экономика соответствовала средним уровням общемирового развития. Как и в России, в 2005 году бразильский ВВП рос невысокими темпами. В итоге Бразилия стала терять свои позиции в мировой экономике. За последнее десятилетие средний рост ВВП на душу населения здесь составил всего 0,7% по сравнению со среднемировым уровнем в 2,6%. "При сохранении нынешних темпов роста этой стране потребуется сто лет, чтобы только приблизиться к нынешнему уровню распределения доходов в Южной Корее и Португалии", - утверждают ученые. Да и причины низкой эффективности экономики такие же, как и в России, - в отсутствии или недостаточности инвестиций. С 1995 по 2004 годы объем инвестиций в бразильскую экономику составил 19,3% по сравнению с 32,6% в бурно развивающихся азиатских странах и с 22,1% общемирового уровня. Опять же, как и у нас, главную причину слабого роста экономики Бразилии ведущие промышленники усматривают в неэффективности нынешней финансово-экономической системы.
На днях бразильский Sadia SA, один из крупнейших национальных экспортеров и производителей мясной продукции, договорился о реализации совместного проекта с российской компанией "Мираторг", в который вложит около 70 млн. долларов. Две компании создадут на российском рынке систему дистрибуции и переработки мяса. Российский поставщик мясных продуктов запускает строительство в Калининградской области завода по переработке мяса птицы, получаемого от Sadia, для поставок как на российский рынок, так и на экспорт.
Помимо же распространенного продовольственного производства Бразилия занимает одно из первых мест в мире по сборке автомобилей (7200 тыс. в год).
Глаз на бразильский завод Tritec Motors (Бразилия, Кампо-Ларго) положили российские автогиганты "АвтоВАЗ" и ГАЗ, готовые потратить на его покупку в рассрочку около 300 млн. долларов. Предприятие, которым на паритетных условиях владеют DaimlerChrysler и BMW, выпускающее в год до 355 тысяч бензиновых двигателей объемом 1,6 литра, оценивается в 1 - 1,5 миллиарда долларов. Предполагается, что бразильской продукцией будет комплектоваться часть новых моделей автомобилей, выпускаемых "АвтоВАЗом". На предприятии уже собраны два опытных образца Lada Priora с двигателями Tritec, выпуск которых планируется начать к осени этого года, сменив на конвейере автомобили "десятого" семейства. Но продолжающиеся почти год переговоры идут трудно, поскольку акционеры завода пытаются взвинтить на него цену, надеясь выручить за него более высокую цену. Ведь "АвтоВАЗ" не скрывал, что направит на финансирование своих проектов не менее 4,5 млрд. долларов. Как бы то ни было, но переговоры о приобретении завода менеджеры "АвтоВАЗа", ГАЗа и глава Роспрома Борис Алешин продолжат во время визита российского премьера.
Вообще за последние несколько дней Россию в Бразилии узнали значительно лучше, чем за все предыдущие годы. Благодаря запуску в космос бразильского астронавта Маркуса Понтеса на российском корабле "Союз" латиноамериканцы поняли, что такое "Белое солнце пустыни" и "Трава у дома". Миллионы человек во время запуска приникли к экранам телевизоров. Произошло даже самое невероятное для этой страны, визитной карточкой которой является футбол, - на время запуска ракеты в Бразилии прервали футбольный матч. Понтес не был бы бразильцем, не возьми он с собой на станцию майку сборной страны по футболу и выкрашенный в цвета национального флага желто-зеленый футбольный мяч. Наутро все местные газеты пестрели фотографиями летящей ракеты, улыбающихся космонавтов, описаниями характеристик космического корабля "Союз" и традиций, существующих на Байконуре. Газеты писали и о фильме "Белое солнце пустыни", который на самом деле не имеет ничего общего с завоеванием космоса, но все космонавты обязательно смотрят его перед запуском, и о чем поется в песне "Трава у дома", звучавшей во время движения космонавтов к пусковой установке. В общем, на полторы недели космос стал темой номер один бразильских СМИ, поскольку бразильский "Гагарин" вернется на Землю лишь 9 апреля.
За помощь наших специалистов у бразильцев будет шанс поблагодарить российского премьера, который посетит в Сан-Паулу национальный институт космических исследований. Теперь эта страна стала членом элитного клуба космических держав, и здесь считают, что с помощью российских технологий удастся создать собственную ракету-носитель для вывода своих спутников на орбиту.