Художник Николай Устинов: детская книга - это ручная работа

"В прошлом году мы рассмотрели 142 учебника, - рассказывает ученый секретарь экспертной комиссии РАН по анализу и оценке научного содержания государственных образовательных стандартов и учебной литературы Сергей Викторович Сидоренко. - 40 процентов из них забраковали". В одном из учебников, например, было обнаружено сто фактических ошибок. Но очень часто и иллюстрации не просто вызывают нарекания, а не соответствуют тексту.

Одна мама купила учебную хрестоматию с "лучшими сказками". Малолетний сынишка первым делом стал смотреть картинки. И неожиданно, захлопнув книгу, заплакал:"Там чудище!" Лохматое "чудище" с выпученными глазами оказалось... Винни-Пухом. Несколько лет назад Академия художеств была вынуждена выступить с обращением к издателям. Об особом, трепетном отношении к иллюстрированию учебников и детских книг, о недопустимости здесь коммерциализации. Ведь ребенок, как правило, сначала воспринимает картинку, а уж потом текст. Именно на рисунках во многом воспитывается вкус, формируется отношение к жизни. Но обращение академиков издатели, похоже, проигнорировали.

Художник-иллюстратор Николай Устинов - один из "зубров" этого дела. Несколько поколений детишек выросли на его букваре. Книги с его иллюстрациями издавались в тринадцати странах мира и не раз признавались "лучшими книжками года" в стране, отмечались международными премиями.

- Иллюстратор книг для детей - профессия особая, - говорит Николай Устинов. - Необходима не только фантазия, чувство текста, но и особое восприятие мира. Например, Юрий Васнецов, сделавший массу великолепных рисунков к сказкам, до семидесяти лет оставался по сути ребенком. Ему было гораздо легче находить общий язык, ладить с детьми, чем со взрослыми. Но если говорить о сегодняшней ситуации, то дело совсем не в этом.

Российская газета| В чем же? Не перевелись же художники, желающие иллюстрировать учебники и детские книги?

Напечатанное в хрестоматии лохматое "чудище" с выпученными глазами оказалось… Вини-Пухом

Николай Устинов| Желающих много. И это художники очень высокого уровня. Но у многих преобладает коммерческий интерес. А детская книга - это ручная работа, требующая большой душевной самоотдачи. Кроме того, требуется предварительный труд - почувствовать текст, материал, войти в эпоху, посидеть в библиотеке, покопаться в архиве. Важно не ошибиться в деталях. Но самое главное - настоящий художник должен прежде всего раствориться в творчестве, а потом уж думать о деньгах. Вспомните "Портрет" Гоголя.

РГ| Почему сегодня талантливые художники, которые готовы "растворяться", оказались не у дел?

Устинов| На иллюстрирование книги порой уходит больше года. Сейчас издательств очень много, они конкурируют. Принцип здесь - скорее и дешевле. Поэтому их устраивают компьютерные рисунки, которые можно сделать за два дня. Чем ярче, агрессивнее - тем лучше. Выпученные глазенки, толстые линии, неестественные краски...

Правда, раньше были другие перекосы. В Германии мне заказали иллюстрации к книге "Сказки народов мира". Почти пять лет я над ней работал. Издатель остался доволен и решил сделать мне подарок - слайды с иллюстрациями, чтобы можно было издать книгу в СССР. Но в Детгизе написали рецензию, что эти сказки идеологически не выдержаны. И книга "накрылась".

РГ| Вы считаете, что у компьютерной графики нет будущего?

Устинов| У компьютера возможности огромные и в книжной графике его помощь необходима. Наверное, через десятилетие, когда компьютер станет для нас таким же привычным, как телефон, он и будет использоваться по-другому. А сейчас некоторые художники просто ловят кайф от того, что могут за несколько часов сделать иллюстрации. Но это всего лишь суррогат искусства.

РГ| Как вы относитесь к комиксам, которые используются в некоторых учебниках?

Устинов| Они рассчитаны на очень низкий интеллект. Использовать их в учебниках я бы категорически запретил. На сегодняшний день иллюстрации детских книг и учебников отличаются безликостью. Детская память их просто "не считывает", и следовательно, свои функции они не выполняют.

   мнение

Николай Аминов, психолог Российской академии образования:

- Особое внимание должно уделяться иллюстрации книг и учебников для самых маленьких. У младшеклассников наиболее сильно развито образное мышление. Они наиболее впечатлительны и внушаемы. Поэтому каждая картинка, хочет она того или нет, работает, - либо негативно, либо позитивно. Момент истины состоит в том, что иллюстрация должна тонко и точно следовать логике мышления ребенка, и тогда она развивает интеллект, воображение. Художник, работая над такими картинками, должен смотреть на мир глазами ребенка.

Михаил Рыжаков, директор Института содержания методов обучения РАО:

- Раз в месяц собирается экспертная комиссия, которая рассматривает от семи до двадцати учебников. Главное требование - соответствие иллюстрации дидактическому материалу. Если в параграфе говорится одно, а рисунок существует сам по себе, то возвращаем учебник на доработку. Случается, что графики, таблицы или рисунки слишком детализированы, перенасыщены информацией, это тоже повод для замечания и доработки. И все-таки иллюстрации в учебниках стали интереснее, многообразнее, появилась, например, возможность публиковать редкие исторические фотографии, к которым раньше не было доступа. Но огрехов еще достаточно, разброс качества большой. Пока современные учебники, в первую очередь для младших классов, проигрывают старым учебным пособиям. Это знак времени: издательствам не по карману заказ "штучного товара", то есть букваря, или другого учебника, расписанного известным художником.