Присутствие Омской драмы в Москве - явление почти традиционное. В 1997 году омичи увезли к себе сразу три "Маски" за спектакль "Женщина в песках". В этом году из Омска приехал не только Театр драмы с двумя спектаклями ее главного режиссера Евгения Марчелли ("Вишневый сад" будет показан 6-го, а "Фрекен Жюли" - 7 апреля), но и "Пятый театр".
О нем стоит рассказать особо. Театр родился ровно 15 лет назад и стал, как вы понимаете, пятым по счету государственным омским театром. Сегодня в одном из самых театральных городов Сибири и России театров стало больше. Но "Пятый театр" навсегда останется пятым - театром, нарушившим равновесие, принесшим в жизнь города острую, нежданную волну поисков и экспериментов. Соседство солидной и вечно модной Омской драмы не помешало "Пятому театру" занять свою серьезную нишу в жизни города, а потом и всей страны. Сегодня в афише театра, которым руководит Александра Юркова, спектакли самых разных режиссерских подчерков - от пушкинского "Царя Емельяна Пугачева" в постановке Ивана Поповски до страстной, темпераментной версии "Ромео и Джульетты", написанной Климом и поставленной Алексеем Янковским. Андро Янукидзе (его Dostoievsky.ru - оригинальная сценическая адаптация "Записок из мертвого дома" - вышла в прошлом сезоне) и Саулюс Варнас (он репетирует сейчас "Женщину с моря" Ибсена), Борис Цейтлин ("Простая история" Марии Ладо) и ученик Петра Фоменко Николай Дручек ("Мера за меру" Шекспира) - только малая часть тех, кто все эти годы сотрудничает с театром.
Впрочем, не только спектаклями "Пятый театр" сделал свое имя известным во всей стране. Четыре года подряд здесь проходит фестиваль "Молодые театры России". Его уникальность состоит в его демократичности. Молодые театры - это коллективы, возникшие, как и сам "Пятый театр", на волне перемен, 15-20 лет назад. Разумеется, все они очень разные и по программам, и по уровню. Но для Александры Юрковой и ее команды важно, чтобы во время омских встреч актеры этих театров открывали для себя новые горизонты, общались, учились.
В спектакле "Чудаки" известный питерский режиссер Анатолий Праудин неожиданно отомкнул пьесу Горького почти чеховским ключом. В этом ему явно помогла готовая на разные художественные предложения, живая и современная актерская плеяда "Пятого театра".