Латиноамериканское турне российского премьера Михаила Фрадкова началось с преодоления семнадцатичасового расстояния. Вообще на столь длительный перелет и не менее длительное отсутствие в Москве Михаил Фрадков за весь премьерский срок решился впервые, почти на неделю оставив хозяйство на Краснопресненской набережной на своего первого заместителя Дмитрия Медведева.
Впрочем, бразильская миссия, судя по всему, по важности не уступает делам российским. На фоне пока еще предъявляемых Америкой претензий по вступлению России в ВТО Бразилия, несмотря на ограничения допуска своей мясной продукции на российский рынок, подписала договор о вступлении нашей страны в эту организацию. Впрочем, подобный шаг вполне объясним активным сотрудничеством, которое удалось наладить в последние годы. По сути, заметил российский премьер, "мы уже следуем тем договоренностям, которые должны были бы выполнять, будучи членами ВТО".
- Ставя цель увеличить товарооборот, открываем рынки двух стран, что соответствует требованиям этой организации, - напомнил он.
Правда, при этом Михаилу Фрадкову не очень-то хотелось вспоминать о том, что для некоторых бразильских товаров, к примеру мяса, российский рынок до недавнего времени был закрыт. Но российскому премьеру напомнили об эмбарго, введенном в нашей странe еще в конце прошлого года на поставки бразильской мясной продукции. И напомнили не единожды, а как минимум пять раз.
Правда, Фрадков привез им хорошие новости. Буквально накануне визита часть претензий с российской стороны была снята, но лишь в отношении одного штата и части поставок мяса птицы. В ближайшее время, пообещал Фрадков, приeдут с комиссией российские ветеринары и после анализа примут окончательное решение по снятию ограничений. "Мы рассчитываем на качество продуктов", - предупредил бразильцев Фрадков.
В отличие от латиномериканцев российскую делегацию больше волновали другие вопросы.
В частности, о сотрудничестве в нефтегазовой сфере: к бразильским активам уже не первый год присматривается "Газпром". У российских газовиков в этой стране немало интересов. Вчера вице-президент Бразилии Жозе Аленкар Гомис да Силва не исключил, что российские компании могут быть допущены к строительству газопровода Аргентина-Бразилия-Венесуэла протяженностью 8 тысяч километров. Проект оценивается в 17-20 миллиардов долларов. Бразильцы сами зазывают российские компании участвовать в некоторых проектах. Причем руководствуются при этом простыми формулами: мол, не надо изобретать велосипед, надо брать оборудование и технологии российского газового монополиста для интенсификации собственного производства. "Проект строительства газопровода удовлетворяет многим интересам: Венесуэлы, где много запасов газа, Бразилии как разработчику проекта, и России, у которой есть технологии", - заметил бразильский коллега Фрадкова Аленкар Гомис да Силва.
Кроме того, "Зарубежнефть" и "Ойл МС Бразилиа" намерены в ближайшее время заключить генеральное соглашение о сотрудничестве. Бразильская компания предложила совместно разрабатывать месторождения на суше. "Ойл МС Бразилиа" принадлежит 43 лицензии на месторождения Западного побережья страны в районе Рио-де-Жанейро. Если хотя бы даже половина лицензий, которыми владеет компания, заметил генеральный директор "Зарубежнефти" Николай Токарев, приведет к коммерческому открытию месторождений, она станeт второй по величине нефтяной компанией Бразилии после "Петробраза". На самом деле бразильские компании ищут партнеров, которые обеспечат техническую составляющую, а все остальное у них есть. "Зарубежнефть" может сама выбрать месторождения для разработки, однако пока в компании прорабатывают этот вопрос. Зато есть другие планы: "Зарубежнефть" предлагает поучаствовать в реконструкции нефтеперерабатывающих производств в этой стране.
В общем, как заметил российский премьер, цитируя бразильскую пословицу, "первый шаг сделан, а он дорогого стоит".
Правда, в качестве первого шага скорее можно назвать космическое и авиационное сотрудничество. Несмотря на то что многие бразильцы в стране так и не знают, на чьей ракете полетел в космос их первый космонавт и где это - Байконур, с которого велась трансляция запуска, официальный Бразилиа считает это событие самым важным достижением последних лет. Создание полноценного коммерческого космодрома вкупе с запуском бразильского космонавта лишь усиливает шансы России в выигрыше полумиллиардного тендера на создание космической системы связи для Бразилии. Если же Россия предложит не только изготовление спутников, но и их запуск с бразильской территории с помощью совместно созданной космической транспортной системы, то российские позиции в тендере только усилятся. Причем, как отмечают эксперты, в случае удачной реализации программы можно ожидать российского прорыва на весь космический рынок Латинской Америки.
Впрочем, Россия готова сотрудничать не только в космосе, но и поставлять вооружение, самолеты и другую технику. Однако бразильцы, как и несколько лет назад, колеблются в принятии решения. В сфере гражданского авиастроения Россия еще в прошлом году начала переговоры о создании в нашей стране совместного предприятия по сборке самолета ERJ 145. Реализовать проект предполагалось в два этапа. На первом - собирать самолеты из узлов и компонентов, привезенных из Бразилии, в России. На втором - осуществлять производство полностью в России. Однако фирма Embraer настаивала, чтобы ей принадлежал 51 процент СП, оставляя российскому партнеру лишь 49 процентов. Но по российскому законодательству зарубежные инвесторы не могут владеть более 25 процентами акций российских авиастроительных предприятий. Снять эти ограничения пока так и не удалось.
В отличие от предыдущих визитов за границу бразильский решили насытить культурной программой. Практически всю среду Фрадков провел в Рио-де-Жанейро, где совмещал приятное с полезным: сразу же после встречи с главами энергетических компаний он отправился осматривать достопримечательности города.