Скандал: оперные певцы выдали себя за звезд театра Ла Скала

На самом концерте промоутеры не рискнули и дальше дразнить публику, обозначив статус гостей уже просто как "звезд итальянской оперы". Но даже в такой "звездности" пришлось сомневаться тем, кто пришел на концерт.

Певцы из Италии продемонстрировали вполне заурядный уровень вокального мастерства, отличительным признаком которого можно считать не столько искусство бельканто, сколько амбициозность.

Программа состояла сплошь из национальных хитов: Верди, Пуччини, Масканьи... Дуэт Каварадосси и Тоски, романс Сантуццы, баллада Герцога, арии Баттерфляй, Калафа, Турандот. Сплошной праздник бельканто. Но "восходящие звезды" (молодые весьма относительно) не сразу попали в тональность этого музыкального пиршества, чему, конечно, мешал и разоблачительный скандал, моментально лишивший их ореола Скалы и личной легенды, так удачно вписавшей их в ранг ведущих европейских певцов.

Оба были явно смущены неожиданным раскладом, при котором они выглядели обманщиками, и теперь даже их скромное искусство придирчиво подвергалось сомнению. Почти до конца вечера в зале "висел топор".

Дежурные аплодисменты, вялое настроение публики, которое Стефания пыталась преодолеть не только старательным пением, но и каким-то вымороченным кокетством, вызывавшим сочувствие, особенно когда в порыве благодарности она бросалась целовать капельдинера. Кристиано тоже выглядел мрачным и долго не мог прорвать бесстрастность публики, даже когда "отжимал" звук на пределе физических возможностей. Не удалось добиться драйва и в фривольном опереточном дуэте из "Веселой вдовы" Легара, который певцы разучили для русской публики. Немало способствовал невеселой атмосфере и питерский дирижер Святослав Лютер, постоянно тормозивший оркестр. И все-таки к финалу Стефании и Кристиано удалось сбить "топор": Чио-чио-сан и Калаф оказались вполне "кондиционными", так что добросердечная публика мгновенно растаяла, устроив шквал аплодисментов расчувствовавшимся от неожиданности певцам.

Возможно, при других обстоятельствах концерт и не вызвал бы специального интереса, растворился бы в чреде столичных музыкальных событий, если бы не скандал с официальным протестом дирекции Миланского театра. После концерта мы решили узнать у самих певцов, что является правдой в их творческой биографии и какие перспективы их ожидают.

РГ: Какая у вас школа и в каких театрах вы сейчас поете?

Кристиано Оливьери: Я учился в городе Джоаккино Россини - Пезаро. Сейчас выступаю во многих театрах Италии и за рубежом. Но прежде всего это сцена Арены ди Верона, где я пою на летнем фестивале. В нынешнем году меня пригласили в Арену на постановку "Паяцев" Леонкавалло. Мы будем петь вместе с Хосе Кура.

Стефания Спаджари: Я окончила консерваторию в Мантуе, выиграла стипендию на обучение в Академии Буссето. Нынешним летом буду петь в Буссето партию Абигайль в "Набукко".

РГ: И все-таки в каких отношениях вы с театром Ла Скала, который не признал вас своими солистами?

Оливьери: В Италии не существует фиксированных трупп. Каждый раз на спектакль набираются новые солисты. Что же касается контактов с крупнейшими театрами, то этими вопросами занимается наше агентство Lirica International.

Спаджари: Мы поем не только в Италии, выступаем в Египте, во Франции, в Испании, в Корее. Летом я приглашена петь партию Аиды в Каире.

Оливьери: И мы надеемся еще вернуться сюда, потому что Москва - это прекрасный город и здесь прекрасная публика...

За обтекаемыми формулировками невозможно понять, информированы ли певцы о том, что история их российских выступлений набирает юридические обороты. Они чувствуют себя счастливыми после концерта, переживают радость от финальных оваций, но эти сладкие мгновения торжества будут дорого стоить и им, и их агентам, и российским промоутерам, рискнувшим затеять брендовую авантюру. Возможно, что история не всплыла бы наружу, но в сюжет неожиданно вклинился Большой театр, который сам постоянно отбивается от самозваных солистов, гастролирующих от его имени. Последний шумный скандал случился менее года назад, когда труппа московских артистов открыла под маркой Большого театра гастроли в Польше. Крупнейшие имиджевые театры вынуждены постоянно вести борьбу с незаконным использованием своих брендов и объединять усилия, чтобы не подвергать риску репутацию. Здесь и обнаружилось, что Спаджари и Оливьери никогда на сцене Скалы не появлялись. Но музыкальный бизнес развивается по законам, далеким от искусства. Промоутерам главное - загнать товар и получить выручку. А какими средствами добиваться этих целей, оказывается не важным. Певцов раскрутили как "звезд Скалы", но смогут ли они теперь, после скандала, попасть на сцену этого театра? И что думают по этому поводу сами промоутеры, в частности, руководитель "Дирекции театрально-концертных программ" продюсер Центра имени Галины Вишневской Юлия Брук:

Юлия Брук: К сожалению, существует принципиальное различие между ментальностью итальянцев и россиян. Ментальность итальянцев состоит в том, что для них существует некая творческая среда: Ла Скала - это не только театр в Милане, но и весь комплекс профессиональных и творческих аспектов. Работая с режиссерами, солистами и дирижерами Ла Скала, певцы уже принадлежат этой творческой среде. Поэтому Спаджари и Оливьери давно считают себя частью этой структуры: они постоянно находятся в контакте с театром через свое агентство.

РГ: Но ведь они не являются солистами Скалы?

Брук: Нет, они там еще не пели. Но мы никогда и не заявляли, что они являются солистами, мы называем их "восходящими звездами".

РГ: Но вы незаконно использовали бренд Ла Скала?

Брук: Мы использовали бренд, потому что они имеют прямое отношение к Ла Скала. Потому что агентство Lirica International является главным поставщиком певцов в Ла Скала. Мы могли с тем же успехом назвать их "восходящими звездами" Мюнхенского театра (где они выступали) или Парижа.

Фантазийная логика Юлии Брук не поддается анализу: получается, что российские певцы, посещающие Большой театр и выступавшие когда-нибудь с его солистами или дирижерами, тоже могут считать себя "восходящими звездами" Большого театра или, например, Ковент Гарден, если там довелось побывать. Только Большой театр будет судиться с такими певцами и агентами.

Культура "РГ": новости кино, театра и шоу-бизнеса