Ярославский театр имени Волкова потерял любовь горожан

Дохлой чайке грипп не страшен

Недавно в Волковском была премьера. Там давали легендарную "Чайку" по одноименной пьесе Чехова. Премьера спектакля состоялась в Международный день театра и стала своего рода событием. "Чайку" в Волковском не играли лет пятьдесят.

- Постановка будет классической, и шутить на тему птичьего гриппа никто не собирается. Все по Чехову - пять пудов любви и преданность миру искусства, - сказал перед премьерой режиссер спектакля Владимир Боголепов.

В чем-то режиссер оказался прав. "Чайка" изначально была дохловатой, так что ей уже и птичий грипп не страшен.

В спектакле почти нет живых лиц. Говорят очень медленно, все какими-то намеками, символами.

Константин Треплев истерит по поводу и без повода, ласкается к маменьке и больше напоминает избалованного, тупого дворянчика, чем непризнанного, гордого гения. Зато мать Константина, актриса Аркадина пляшет канкан или шастает по мосту, как по подиуму, в туфельках на шпильках, тряся соболями-лисами. Несколько оживляет действо пикантная сцена прощания Тригорина и Аркадиной. Жирный беллетрист распластывается на сцене, как отбивная котлета, а лежащая на нем актриса истошно вопит "Не пущу!" и щекочет ему подмышки.

Единственная, кого безумно жаль, - это Нина Заречная. Она губит свой талант в паршивых провинциальных театрах и вынуждена терпеть приставания пьяных купцов. Погубленная жизнь Нины укрепляет уверенность в том, что театр - ремесло окаянное и нужно обходить его стороной. Тем более что время в спектакле тянется очень медленно. Когда Константин наконец-то стреляется, раздаются овации. Это закончилась пьеса, а получается - как будто все рады его кончине.

Довести до кондиции

Более 250 лет назад Федор Волков создал в Ярославле первый в России профессиональный театр. Заслуга основателя до сих пор вносит существенный вклад в работу его детища. Благодаря истории Волковский удостоился чести быть последним и единственным региональным драматическим театром, который оставили в федеральном подчинении (и финансировании), ежегодно здесь проводится международный театральный фестиваль, бренд старинного театра наряду со связями знаменитой землячки - космонавта Валентины Терешковой - неплохо помогают организовывать гастроли за рубежом: за десять лет актеры исколесили 18 стран, а великолепное желтое здание начала прошлого века является истинным украшением Ярославля.

И все было бы хорошо, если бы эту идиллию успешного регионального театра не портила одна небольшая деталь - ярославцы не рвутся сюда посмотреть любимый спектакль, мало кому интересны очередные премьеры, публика оживает лишь тогда, когда начинаются гастроли других театров или когда пьесу ставят приглашенные режиссеры. Взаимоотношения между большинством ярославцев и Волковским можно назвать независимыми: они привыкли обходиться друг без друга, что, видимо, устраивает и театр.

Свежий пример. Не так давно ярославский драмтеатр посетила группа японских театральных деятелей. Цель их визита - пригласить какую-либо российскую труппу на фестиваль русского искусства в Токио. Когда уважающие традиции японцы узнали, что ярославский театр - старейший в стране, поиск был завершен.
Специально для них был сыгран "Ревизор", который идет в таком виде уже шесть лет и основными зрителями которого являются старшеклассники, организованным порядком приводимые на спектакль преподавателями по литературе. В качестве костюмированной иллюстрации текста спектакль вполне годится - персонажи легко узнаваемы, сюжет несложен, интрига ясна. Правда, действие, в котором отсутствуют контрасты и противопоставления, очень уж монотонно и быстро начинает утомлять. В таком зрелище практически нет места смеху, отчего комедия по тяжести ненамного уступает трагедии.

- Обещаю сделать все, чтобы спектакль дошел до кондиции, обещаю, что вы увидите добрый спектакль, выше планки, чем вы видели сегодня. Мы постараемся сделать очень много по сравнению с тем, что вы тут увидели, - беспрестанно повторял японцам режиссер театра Владимир Боголепов.

Японский профессор на просьбу поделиться впечатлениями тактично заметил, что ему нравится русский театр. "Но вокруг артистов оформление немножко не то. Нам показалось, что декорация любительского театра, мы думаем, что она тоже должна быть профессиональной", - как бы извиняясь, добавил профессор.

Не нафталиновый

Доходы Волковского формируются за счет федеральной казны - в этом году оттуда пришло 9,8 миллиона рублей на зарплату, 8 миллионов на капремонт, еще несколько - на остальные расходы. Этого хватает не на все задумки, но дефицит бюджета театр научился восполнять сам. Например, на одну постановку (на костюмы, декорации, реквизит и т. д.) уходит около полутора миллионов рублей, из них две трети - собственные, заработанные средства.
Директор Волковского Валерий Сергеев говорит о большом репертуаре, обилии премьер и аншлагах на спектаклях, правда, умалчивая о том, что аншлаги бывают исключительно на гастролях иных театральных трупп и заезжих звезд.  Именно эти аншлаговые спектакли дают театру до 80 тысяч рублей за вечер, а в год можно заработать более 11 миллионов.

Выбор пьес директор тоже легко объясняет:

- Современная драматургия - либо боевик, либо семейная драма, это попса. Мы за жанры, которые представлены в форме драматического искусства через жизнь человеческого духа.

По словам менеджера, в поиске пьес театр учитывает запросы ярославского зрителя - очень непростого, к которому нужно прислушиваться. Правда, бывает, спектакли проходят незамеченными, но в творчестве невозможно все предугадать, на всех не угодишь.

Коллектив театра насчитывает 256 человек, из них актеров - 65. Средняя зарплата - по 3,8 тысячи рублей от госбюджета и области плюс надбавки от театра, ежемесячные и поощрительные премии всему коллективу. В итоге молодежь получает 5,5 тысячи рублей, а мастера сцены - около 9 тысяч. Плюс во время гастролей за границей на руки получают десятки долларов в день (эти поездки не коммерческие и оплачиваются из федерального бюджета и средств принимающей стороны).       

- От нас еще никто не сбежал. Правда, "украли" в Москву молодую выпускницу, на которую мы делали ставку, но она просится обратно. У нас столько заявок от желающих прийти сюда - от ведущих актеров в Москве и Санкт-Петербурге, но мы взять не можем - не решен вопрос о жилье, - продолжает Валерий Сергеев.
Треть труппы не востребована - актеры, не работая, приходят получать зарплату, поскольку уволить их по закону нельзя, а играть не позволяет возраст (средний возраст в коллективе - 57 лет, как с ними ставить "Ромео и Джульетту"?). Театру нужна молодежь, и Москва разрешила взять в штат на 2006 год 10 человек и выделить на это 300 тысяч рублей. Один директор завода, обещавший квартиру для молодежи театра, так и забыл о своем слове. И вообще нет больше у Волковского спонсоров - когда-то были, хотя и раньше пока в ножки не бросишься, денег не давали.

Тех, кто критикует уровень постановок театра, Сергеев всерьез не воспринимает.

- Это свидетельство безграмотности. Эти люди не ходят в театр, это злые языки и те, кого не устраивает политика руководства. По культуре мы значительно выше многих московских театров. Нам говорят, что у нас театр лучше, чем Малый. Наш театр не нафталиновый. Это национальный театр - и по репертуару, и по труппе, и по оценке критиков.

На скорую руку

Однако у большинства остальных собеседников (из числа артистов, режиссеров, критиков), с которыми пришлось пообщаться, мнение о постановках противоположное. И причины видятся как раз в том, что в театре выстроен конвейер  для добывания денег. Само по себе это неплохо - театр работает, люди зарабатывают, режиссер и актеры ездят по всему миру и живут лучше, чем во многих других регионах.

Но оппоненты Сергеева сходятся в том, что поточное производство подчинило себе творческий процесс. Хорошие артисты (а их в театре не так уж много), от которых сегодня требуется количество, а не качество, растрачивают свое мастерство. "Актер не может находиться на одном уровне, он движется или вперед, или назад", - говорят опрошенные артисты.

Профессионалы также утверждают, что нельзя добиться качественной постановки за один или два месяца, иначе театральный продукт становится похожим на работу портного, который, едва приметав пиджак, сразу продает его клиентам. И не припоминают ни одной пьесы, поставленной нынешним главным режиссером, на которые бы рвался зритель. Но такое положение, видимо, устраивает директора: за аренду зала гастролеры выкладывают по 50 - 80 тысяч рублей, не менее выгодно приглашать их, чем мучиться в ожидании аншлагов на свои постановки.

Один талантливый режиссер, в свое время вынужденный уйти из театра, причину своей неуживчивости с руководством объяснил тем, что пытался избавиться от посредственных артистов, настоять на том, чтобы спектакли получались интересными зрителю, чтобы на них тратилось больше времени, а на декорации и костюмы - больше денег. Это уменьшило бы число премьер, сократило репертуар, но вернуло зрителя.

А в том, что ярославцев сложно заманить в Волковский, признаются и сами его сотрудники.

- Около 70 - 80 процентов пришедших составляют школьники и учащиеся. Театр бы практически пустовал, если бы наши работники не ходили по школам и разным ПТУ и не привлекали молодых зрителей, - говорит один из собеседников.