Напомним, что новость о покупке мостов стала известна в конце прошлой недели. Несмотря на уверения новоиспеченного хозяина, будто покупку совершил исключительно для того, чтобы дать горожанам работу (в смысле ремонта мостов) и увековечить свое имя в истории, ему никто не поверил. Жители Нижнеудинска взволновались: после ремонта хозяин поставит шлагбаумы и будет брать плату за проезд. Для небогатого населения это лишний удар по кошельку.
"РГ" решила разобраться в законности сделки, поскольку в России еще ни дорог, ни мостов не приватизировали. Министр транспорта Игорь Левитин, к которому "РГ" обратилась за комментарием по горячим следам, был категоричен: это недоразумение, на дорогах из федеральной собственности ничего не продается и в будущем продаваться не планируется.
В Росимуществе продажа федеральных мостов вызвала удивление. Там не могли понять, как кусок федеральной дороги мог оказаться вне федеральной собственности.
Тогда мы начали искать правду на месте события. Однако добраться до министра оказалось проще, чем связаться с руководством дирекции по строительству и эксплуатации автодорог Иркутской области и управления магистрали Красноярск - Иркутск, на которой стоит город Нижнеудинск. Их телефоны (даже мобильные) стойко молчали целых два дня. Тогда корреспондент отправился к их начальству в Росавтодор. И не ошибся - там люди оказались в курсе дела.
Оказывается, в Нижнеудинске каша заварилась из-за того, что по действующему законодательству федеральными трассами управляет действительно Росавтодор, который ничего не распродает. Но его власть простирается только до и после знака "город". А наши мосты находились как раз в ведении нижнеудинских властей.
Скандал же развивался следующим образом: вместе со всей прочей недвижимостью мосты передали в управление МУП "Комбинат коммунального хозяйства". А оно из-за недостаточного финансирования из местного бюджета взяло и обанкротилось. На предприятии ввели внешнее управление. Для этого был объявлен конкурс, который выиграл некий господин. А он, не имея прав на собственность мостов, продал частному лицу, чтобы расплатиться с долгами МУПа. Правда, почему мосты были оценены в 510 тысяч рублей, а не в 40 миллионов, такую цену называют эксперты, остается неясным.
Причем городские власти, по их заверению, о сделке ничего не знали. Зато теперь об этом знает вся страна.
На многие возникающие вопросы теперь должна дать ответ прокуратура Иркутской области, которая, по имеющейся в "РГ" информации, уже запросила объяснения участников сделки, документы и их переписку с вышестоящими организациями.
Что касается мостов, то их, как пояснили в Росавтодоре, из частной собственности вернули в государственную. Это оказалось нетрудно, потому что действующие лица успели только провести куплю-продажу, но не успели ее оформить в Регистрационной палате, а значит, прав на собственность новый хозяин так и не получил. Но "увековечил" свое имя в мостовой истории.
Комментарий
Евгений Дитрих, заместитель руководителя Росавтодора:
- Никто не предполагал, что подобное может произойти. Но так совпало, что всего за 4 месяца Росавтодор и минтранс подготовили и уже внесли в правительство новую классификацию автомобильных дорог, которая более четко разграничит полномочия различных ветвей власти. Это исключит возможность повторения подобных историй. Ведь сейчас мы живем по документу, утвержденному еще в 1991 году правительством РСФСР, когда не существовало муниципальных образований и не была разграничена государственная собственность.