Минюст выявил "нарушителей правового пространства" в ЮФО

При этом особое внимание уделяется актам, формирующим нормативную базу субъектов - законам. По сведениям, содержащимся в интегрированной базе данных Федерального регистра (данные на 18 марта этого года), в соответствие с федеральным законодательством не приведены законы в таких субъектах округа, как Республика Ингушетия - 23 закона, Волгоградская область - 19, Карачаево-Черкесия - 16, Астраханская область и Адыгея - по 10 законов, по восемь законов в Краснодарском крае и Кабардино-Балкарии, Дагестане, в Ставропольском крае и в Северной Осетии-Алании - по 6, в Калмыкии - два закона.

Кроме того, в связи с изменением федерального законодательства нуждаются в поправках отдельные нормы конституций республик Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Чечня, уставы Ставропольского края, Астраханской и Волгоградской областей.

- Нарушения в региональных актах обусловлены прежде всего динамичным изменением федерального законодательства, - рассказывает замруководителя Главного управления минюста по ЮФО Раиса Найденова. - Так, в одном только декабре 2005 года на федеральном уровне было принято более десятка актов в сфере совместной компетенции Российской Федерации и субъектов РФ, что влечет за собой внесение значительных изменений в региональное законодательство. В течение двух месяцев мы должны отследить, приведены ли региональные законодательные акты в соответствие с этими изменениями.

Наибольшее количество актов, в которых выявлены противоречия, действуют в сфере регулирования вопросов местного самоуправления, государственно-правовых отношений, социальной сферы, жилищных, трудовых, семейных правоотношений, избирательного законодательства.

Однако и права граждан, по словам Раисы Найденовой, также нарушаются. В результате проведенных экспертиз выявлено около 30 актов (13 процентов от общего числа), нарушающих права и свободы граждан. Например, как ни парадоксально, до настоящего времени в Конституции Кабардино-Балкарской Республики содержится норма, предусматривающая формирование комитета по межнациональным отношениям законодательного органа государственной власти из числа депутатов кабардинской, балкарской, русской национальностей. Этой нормой ограничиваются права граждан по признаку национальной принадлежности. До сих пор не отменена статья 6 Конституции, предполагающая наличие республиканского гражданства, что недопустимо в рамках Конституции РФ и действующего федерального закона.

В региональных актах допускаются ограничения прав граждан. На сегодня такие акты действуют, например, в Северной Осетии (закон "О миссионерской деятельности на территории Республики Северная Осетия - Алания"), Астраханской области ("О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма из муниципального жилищного фонда"). Федеральным законодательством субъектам запрещено устанавливать уголовную, гражданско-правовую, административную и иную ответственность по вопросам федерального ведения. Однако на территории Южного федерального округа действуют и такие региональные акты - например, Кодекс об административных правонарушениях Кабардино-Балкарской Республики.

В большинстве субъектов округа информацию о соответствии законодательств не отслеживают и прокомментировать ситуацию затрудняются.

- Я не знаю, о чем идет речь, - признался корреспонденту "РГ" начальник государственного правового управления Думы Астраханской области Андрей Спицын. - К нам такая информация из минюста не поступала. Но что-то многовато это для нас.

Несмотря на значительное количество актов Республики Ингушетия, приведенных в соответствие с федеральным законодательством в 2005 году (87), на данный момент противоречит федеральному законодательству 38 актов. При этом более чем на 20 из них принесены протесты республиканской прокуратуры и поданы заявления в суд. В основном это касается законодательных актов, требующих изменения в сфере социальной поддержки граждан, местного самоуправления, избирательного, налогового законодательства и иных сферах, в которых федеральными законами внесены изменения. Основной причиной нарушений в этой республике, как и в большинстве других, являются медленные темпы корректировки региональной законодательной базы.

Руководство Ингушетии признало все выявленные нарушения обоснованными, все акты, нуждающиеся в приведении в соответствие с федеральным законодательством, внесены в план законопроектной деятельности, по большинству из них уже подготовлены проекты, некоторые приняты в первом чтении.

Достаточно много актов, противоречащих федеральным законам, действует в Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской Республике, Волгоградской области. Однако в настоящее время практически по всем этим случаям органы государственной власти ведут активную работу. Многое сделано в области совершенствования нормативной правовой базы органами государственной власти в Адыгее, Северной Осетии - Алании, Чечне.

Отрадно отметить, что Ростовская область в данном случае "вышла в отличники". По данным Главного управления минюста по ЮФО, в этом регионе приведены в соответствие с федеральным законодательством все нормативные правовые акты, принятые региональным Заксобранием.

- Это результат нашей планомерной и систематической деятельности, - уверен председатель комитета по законодательству, госстроительству и местному самоуправлению Заксобрания Ростовской области Александр Ищенко. - У нас этим занимается специальный отдел, оперативно отслеживающий все изменения. Ведь пострадать от несоответствия законов могут в первую очередь обычные граждане. Чиновникам удобнее манипулировать в несовершенном правовом поле, когда в законах возникают щелки, и не каждый человек сможет получить квалифицированный совет адвоката.

В оправдание региональным властям можно сказать, что, по сведениям, недавно озвученным президентом, в настоящее время в стране всего десять регионов, где законодательство полностью соответствует федеральному.

   компетентно

Мурат Зязиков, президент Республики Ингушетия:

- За период с 2002 года по I квартал 2006 года 273 нормативных правовых акта Республики Ингушетия приведены в соответствие с федеральным законодательством, в том числе 52 закона Республики Ингушетия, 173 указа и распоряжения президента Республики Ингушетия и 48 актов правительства республики. Исключением является в настоящее время Закон Республики Ингушетия "О мировых судьях Республики Ингушетия", в который Народным Собранием Республики Ингушетия внесены изменения, рассмотренные в первом чтении. По информации руководителя аппарата Народного Собрания РИ, иных законов, противоречащих федеральному законодательству, нет.

Вместе с тем некоторые нормативные правовые акты правительства РИ, противоречащие федеральному законодательству, невозможно отменить в связи с отсутствием органов местного самоуправления. К ним, в частности, относятся постановления правительства, которыми утверждены положения об администрациях районов, городов и населенных пунктов. В связи с изложенным можно сделать вывод: информация, появившаяся в Интернете о несоответствии 25 законов Республики Ингушетия федеральному законодательству, не соответствует действительности, что будет Народным Собранием РИ доведено до сведения руководства Управления Министерства юстиции РФ в Южном федеральном округе.