Надо отметить, что использование электронных билетов принесет авиакомпаниям прямую выгоду. Оно будет способствовать росту прямых продаж, повысит контроль над ними, а также сократит расходы и время на управление бумажным потоком. На самом деле один электронный билет сэкономит авиакомпании 9 долларов, а общая сумма сэкономленных средств для отрасли составит 3 миллиарда долларов.
Впрочем, для пассажиров электронный билет также предоставит ряд удобств: упрощение процедуры регистрации, возможность покупки билетов при помощи Интернета. Большим преимуществом станет и то, что электронный билет невозможно потерять. Он будет существовать только в централизованной базе данных, где отслеживаются все операции, включая пролет, обмен, возврат и другие действия.
Судя по всему, российские авиакомпании готовы перейти на электронную систему бронирования билетов, да и туристы в нетерпении. Однако ради новых технологий придется менять Налоговый кодекс. В частности, директор Департамента государственной политики в области гражданской авиации, геодезии и картографии Минтранса России Карл Руппель считает, что в связи с необходимостью совершенствования правовой базы для осуществления продаж авиабилетов в электронной форме возможно внесение ряда изменений в законодательство. Это прежде всего касается Налогового кодекса, где прописана необходимость бумажной формы договора между пассажиром и перевозчиком в виде проездного документа. При этом специалисты минтранса подчеркивают, что формулировка о бланке строгой отчетности не содержит данных о носителе данного документа, в связи с чем возможно введение его электронной формы без изменения Налогового кодекса.
В технологии продаж электронных билетов задействованы многие элементы, используемые при оформлении обычного проездного документа. Пассажир приходит за билетом в аккредитованное агентство, кассу авиакомпании или связывается с терминалом продаж через Интернет, сообщает маршрут следования и планируемую дату вылета. Кассир или терминал предлагает пассажиру имеющиеся рейсы. Затем определяется оптимальный тариф для клиента, происходит знакомство с правилами обмена и возврата билета, вводятся паспортные данные пассажира и бронируется место. В авиационной распределительной системе создается запись, в которой содержатся паспортные данные пассажира, перевозчик, пункт назначения, номер рейса, дата вылета.
На стойке регистрации агент просит пассажира предъявить распечатанный авиабилет или документ, удостоверяющий личность, после чего сверяется с базой данных, содержащей сведения о данном электронном билете. Далее пассажир предъявляет ручную кладь для оформления на рейс и получает посадочный талон, проходит личный досмотр, паспортный контроль и направляется на посадку в самолет.
Одним из основных преимуществ электронного билета является возможность самостоятельного изменения через Интернет маршрута, регистрации на рейс, выбора места в салоне самолета, заказа сопутствующих услуг. Минтранс планирует завершить работы по введению электронных авиабилетов до конца года.
Предшественник электронных билетов - система взаиморасчетов по выручке в гражданской авиации России была создана в результате перехода российских авиапредприятий на рыночные условия хозяйствования в период 1991-1993 годов. За прошедшие 12 лет участниками системы взаиморасчетов стали 130 авиакомпаний, открывшие около 6000 пунктов продажи билетов. На данном этапе внедрены различные системы бронирования авиаперевозок, с 2003 года осуществлен выход на рынок продажи международных авиаперевозок. Данная система может позволить начать продажу электронных билетов уже в ближайшее время.
Кстати, основными проводниками электронных билетов (E-Ticket) на мировой рынок стали так называемые малобюджетные, то есть дешевые (low cost) авиакомпании. В Северной Америке и Европе на долю E-Ticket приходится почти 90 процентов суммарных продаж. Международная ассоциация гражданской авиации (IATA) отнесла развитие такого направления к числу приоритетных для своей деятельности и разработала несколько программ распространения E-Ticket по всему миру. На самом деле именно всемирный спад в области авиаперевозок и способствует внедрению E-Ticket, так как его использование приводит к снижению издержек.
В мире используется три системы взаиморасчетов между всеми продавцами авиабилетов и авиакомпаниями. В двенадцати странах СНГ функционирует СВВТ (система взаиморасчетов на воздушном транспорте), созданная в кратчайшие сроки после распада СССР. На эту систему в России приходится 43,1 процента от всех проданных авиабилетов. Система BSP (Billing and Settlement Plan) IATA получила наибольшее распространение в мире: ее используют в 150 странах. Сейчас рассматривается вопрос и о присоединении России к этой системе. Но предтечей всей электронной торговли авиабилетами является американская система ASP (Area Settlement Plan).
Кстати, пассажиры американских авиалиний тоже не промах. Они обнаружили, что заказывать билеты через Интернет получается дешевле, потому что вам не приходится платить 20 или 30 долларов за кусок бумаги, который выдается при покупке у стойки терминала. А обслуживание непосредственно оператором компании на самом терминале добавит к общему счету от 5 до 10 долларов.
И все же для тех, кто не так часто пользуется таким видом транспорта, как самолет, есть новые правила, введенные авиакомпаниями, которые могут удивить и даже оскорбить. Волна сообщений о банкротстве авиаперевозчиков любого масштаба заставила многие авиакомпании требовать плату с пассажиров за различного рода дополнительные удобства. В категорию платных удовольствий попадают: билеты, подушки, одеяла, превышение веса багажа, а также заказ определенных мест в салоне.
Часть компаний ввела оплату за места с дополнительным пространством для ног (разница с обычным в 5 дюймов (10 см), места у прохода, а также возле переборок, разделяющих салоны.
Между тем
Авиакомпания Украины уже с ноября внедрила систему электронных билетов для пассажиров. Теперь для совершения перелета рейсом авиакомпании достаточно зайти на ее сайт, забронировать места, оплатить их кредитной карточкой и распечатать подтверждение. Причем продаваемые ею электронные билеты имеют более выгодный тариф, так как стоимость билета не включает сервисный сбор.
А вот одна из ведущих авиакомпаний России провела техническое тестирование использования электронных билетов на направлениях Москва - Лос-Анджелес и Москва - Дели. В ходе тестирования специалисты компании оформили около 100 электронных билетов для всех типов перевозок, проверили функции обмена, возврата и погашения билетов. Тестирование показало, что технически авиакомпания готова к внедрению электронных билетов. Тем самым компания удовлетворяет требованиям Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) о переходе в 2007 году всех авиакомпаний на технологию использования электронных билетов. Правда, практическое внедрение этой технологии в авиакомпании сдерживается отсутствием нормативно-правовой базы по обращению электронных билетов в России.