1,5 миллиона автомобилей в год - не предел для России

Этому росту есть объяснение. Автопроизводителями был учтен печальный опыт прошлого года, когда введенные правительством долгие зимние каникулы очень сильно ослабили интенсивность производства машин. Да и первоочередной спрос во многом был удовлетворен в результате введения многими дилерами специальных бонусных программ, когда автомобили продавались либо со скидкой, либо на условиях выгодного кредита, либо в добавку к купленной машине предлагался набор хороших опций. В результате первые зимние месяцы прошлого года был зафиксирован спад.

Перспективы на будущее называются достаточно радужные, хотя оценки разных министерств и ведомств, а также иностранных экспертов несколько отличаются друг от друга. Как заявил на недавнем заседании правительства глава минэкономразвития Герман Греф, к 2009 году количество собираемых в России автомобилей составит 1,5-1,6 миллиона экземпляров. Министр выразил уверенность, что доля чисто российских марок составит до 65-70 процентов.

Иностранные эксперты более сдержанны в своих оценках и по большому счету называют цифры от 1,267 миллиона штук к 2010 году (Ernst & Young) до 1,4 миллиона автомобилей к 2009 году (компания Johnson Control). Причем, что интересно, представители этих компаний солидарны с оценкой Германа Грефа относительно количества произведенных "чисто" российских автомобилей, а сомнение выражают именно в той части, которая касается продукции сборочных производств, на строительство которых, а главное, на согласование всех необходимых документов, требуется зачастую очень много времени.

В той же части, что касается 2006 года, минпромэнерго оперирует цифрами в 1390 тысяч автомобилей, в том числе 1100 тысяч легковых, 210 тысяч грузовых автомобилей и 80 тысяч автобусов. На сегодня многие эксперты автомобильного рынка сходятся во мнении, что рост производства в автомобильной промышленности будет наблюдаться до конца года.

На данный момент, как это ни прискорбно для отечественного автопрома звучит, прирост производства автомобилей в основном происходит за счет продукции сборочных предприятий. Этому способствует атмосфера законодательного благоприятствования, которая создана для иностранцев. Сегодня в рамках льготного режима, согласно которому компании, занятые промышленной сборкой автомобилей в количестве не менее 25 000 в год и заключившие инвестиционные соглашения с минэкономразвития, могут ввозить в Россию импортные комплектующие беспошлинно или с 3-процентной ставкой, уже работает несколько заводов. По мнению ряда чиновников, если ситуация с такого рода послаблением сохранится, то в течение ближайших нескольких лет на отечественный автомобильный рынок выйдет от 6 до 10 новых иностранных производителей.

На сегодня известно, что через полтора года должен заработать завод компании Toyota в Санкт-Петербурге, совет директоров компании Volkswagen рассмотрит вопрос о строительстве сборочного производства в России 20 апреля, интересуется нашей страной как площадкой для развития бизнеса и Nissan.

Конечно, нельзя забывать о китайском автопроме, представители которого в последние годы очень активно ведут себя на российском рынке. Сегодня в Новосибирске, например, уже организована крупноузловая сборка китайских Chery, а недавно другой крупный производитель, китайская компания Great Wall, принял решение о строительстве своего завода в России.

Площадкой выбрана Елабуга, а моделями для сборки - пикапы Deer G3 и внедорожники Hover. Первый из них уже довольно неплохо зарекомендовал себя среди отечественных потребителей этой техники, а второй автомобиль, более презентабельной внешности и, соответственно, несколько большей цены, пока только начинает свой путь к сердцам и кошелькам российских автолюбителей. Масштабность проекта неплохая - планируется выпускать порядка 50 тысяч автомобилей в год, а первые 10 тысяч автомобилей должны сойти с конвейера уже в следующем году.

Но, несмотря на активную рекламу, китайские производители пока не делают погоды на российском рынке. При покупке новой машины большинство российских покупателей предпочтение отдают корейским производителям. По предварительным данным первого квартала наиболее популярными марками из Страны Утренней Свежести являются Hyundai и Daewoo. Очень неплохо завершила первый квартал компания Kia. Из японцев пальму первенства по популярности держит компания Toyota, которая занимает третье место в списке лидеров, а сразу за ней идет Mitsubishi.

Надо отметить, что последнее время спрос постепенно все больше смещается в сторону дорогих автомобилей, в ценовой сегмент от 10 до 20 тысяч долларов. Этому способствует и благоприятная экономическая обстановка и многообразие кредитных программ, которые предлагаются как банками, так и отдельными дилерами. Сегодня автокредит можно взять на срок до 5 лет и с процентной ставкой до 9-10 процентов годовых в валюте и 11-15 процентов в рублях, так что все большее количество россиян становятся обладателями вожделенного автомобиля. На данный момент никаких тенденций, грозящих повернуть этот процесс вспять, нет.