Как пишет газета "Сан-Франциско кроникл", планы самолетов настолько подробные, что вполне могут позволить террористам спланировать нападение на "борт номер один". Ранее любая информация об этих самолетах была строго засекреченной. Поэтому появление на веб-сайте одной из баз ВВС США схемы противоракетной обороны самолетов американского лидера, вызвало серьезный скандал.
"Мы обеспокоены тем, как эта информация попала на сайт и как мы можем ее оттуда забрать", - заявил подполковник ВВС США Брюс Алекзандер, отвечающий за связи с общественностью на авиабазе Эндрюс, где стоят президентские "Боинги". О том, насколько серьезны опасения спецслужб по поводу уязвимости "борта номер один", говорит следующий факт. Как утверждает газета, схемы самолетов президента, которые обошлись налогоплательщикам в 300 миллионов долларов, весьма подробны. Так на них даже показано, где расположены баллоны с кислородом для медицинской комнаты.
Террорист, вооруженный крупнокалиберной винтовкой, вполне может их прострелить. А зная особенности противоракетной обороны бортов президента злоумышленники могут выбрать верную тактику нападения на самолет - например, выпустить несколько ракет сразу или использовать ракеты с наиболее эффективной в данной ситуации системой наведения.
От стандартного "Боинг-747" самолеты президента отличаются габаритами, характеристиками и установленными системами безопасности. Общая площадь трех палуб самолета насчитывает 370 квадратных метров. На нижней палубе расположено багажное отделение и склад продуктов, основные же помещения для пассажиров размещены на второй палубе.
Там же по правому борту находятся президентские апартаменты - спальня, кабинет, гардеробная, комната для тренировок, душ и туалет. В целях обеспечения безопасности президентские самолеты всегда подъезжают к встречающим левым бортом, чтобы не демонстрировать "президентскую" сторону.
Кроме спальни президента, на борту самолета есть еще несколько спален для гостей, две кухни, способные обслужить до 100 человек одновременно, и "беговая дорожка". Последняя была установлена по личному распоряжению Буша.
На третьей палубе лайнеров находятся командный пункт и комната связи, оборудованная всем необходимым, включая 85 телефонов и 19 телеэкранов. Самолеты можно использовать также в качестве мобильного командного центра в случае ядерного конфликта, для чего вся электронная начинка основательно защищена от электромагнитных импульсов. Кстати, только система подключения правительственных лайнеров к Интернету обошлась казне в 112 миллионов долларов.
Другие средства обеспечения безопасности включают возможность дозаправки в воздухе и устройства для подавления систем наведения ракет. Многие детали этих приспособлений засекречены.
Самолеты с номерами 28000 и 29000 способны за один полет без дозаправки преодолеть 15 360 километров с максимальной скоростью 1127 километров в час. С дозаправкой самолеты могут находиться в воздухе несколько суток. На борту при этом могут находиться более 100 человек. Экипаж "борта номер один" состоит из 26 человек.
На "президентский борт" в последние годы как минимум дважды "покушались". Первый инцидент произошел 16 мая 1999 года. Лайнер президента пролетал над штатом Калифорния, когда к нему приблизился неизвестный самолет. Тут же сработала система оповещения о возможном столкновении и "борт номер один" немедленно поменял высоту полета. Что это был за злоумышленник, до сих пор неизвестно. Второй известный случай попытки нападения на президентский самолет произошел во время трагедии 11 сентября. Госсекретарь США Кондолиза Райс подтвердила, что тогда была перехвачена информация террористов о том, что они готовили удар по личному самолету президента США. В ней, в частности, содержалось закодированное название президентского самолета, которое также является секретным.
Справка "РГ"
Как утверждают создатели "борта номер один" для президента России, наш лайнер не только не уступает, но в чем-то превосходит самолет президента США. С точки зрения качеств систем управления и систем связи, в том числе закрытой, оба борта идентичны. А вот по уровню комфорта, технической эргономики и просто красоты внутренней отделки самолету российского президента нет равных. Президентский Ил-96 разделен на два этажа. Здесь разместились просторные служебные кабинеты, а также большой зал для заседаний. Наш "борт номер один", как и американский, имеет специфическую систему раннего предупреждения о ракетном нападении. Практически стопроцентная надежность самолета обеспечивается дополнительным дублированием всех жизненно важных узлов управления.