По данным ВТО, объем делового туризма в мире ежегодно увеличивается на 4 процента. В последнее время этот вид бизнеса превращается в одну из самых высокодоходных отраслей мировой туриндустрии. Объяснение тому лежит на поверхности. Расходы на деловую поездку в 3-4 раза превышают затраты массового туриста. На деньги компании "деловые туристы" селятся в более дорогих гостиничных номерах, посещают недешевые рестораны, активно пользуются различными услугами. Отметим попутно: помимо финансовых поступлений деловой туризм выгоден городу и с точки зрения репутации.
В связи с этим показателен опыт Венгрии, в особенности ее столицы Будапешта. После вступления страны в рыночную экономику на государственном уровне была принята и до сих пор осуществляется программа развития туризма, в том числе делового. Лишь в 2003 году здесь прошло 46 международных конгрессов, и венгерская столица заняла в этой области девятое место в мировом рейтинге. В целом по стране состоялось 57 конференций международного уровня.
Выездные конференции, семинары и симпозиумы являются прекрасной возможностью совместить приятное с полезным. Российские бизнесмены начали осваивать эту сферу деятельности лишь в начале 90-х, но сразу же столкнулись с рядом проблем. Главным камнем преткновения стало отсутствие соответствующей инфраструктуры. Вот почему поначалу практически все занялись организацией бизнес-поездок за рубеж.
Лишь в последние годы турфирмы повернулись лицом к внутреннему рынку страны. Специалисты утверждают, что к 2020 году 57 процентов туристов будут приезжать в Россию именно с деловыми целями. Однако ждать у моря погоды вряд ли стоит. Дело в том, что ситуация в этой сфере в России далека от идеала. Можно сказать, что она вообще неконтролируема. К основным минусам стоит причислить ограниченность ресурсов, отсутствие информационных центров и разветвленной сети поставщиков и перевозчиков.
Хотя комфортабельные конгресс-отели и выставочные центры есть чуть ли не в любой областной столице. Не исключение в этом плане и Татарстан, власти которого давно перестали относиться к въездному туризму как к экзотическому виду вложения средств. Ведь большинство людей посещают республику с деловыми и профессиональными целями. В среднем ежегодный прирост потока туристов в Татарстан составляет, по экспертным оценкам, 12 процентов.
Не случайно в последнее время встал вопрос о необходимости создания республиканского туристского комплекса, охватывающего различные отрасли и сферы деятельности. Например, преимущественного развития таких направлений, как бизнес, конгрессный и "инсентив" туризм.
В далеком 1998 году Кабинет министров РТ постановлением N585 утвердил основные направления развития туризма в республике до 2005 года. Однако этот документ не был подкреплен материально. В результате планы остались на бумаге. В настоящее время в Татарстане рассматривается проект программы развития туризма до 2010 года. На суд кабинета министров этот документ будет представлен только в третьем квартале текущего года.
Как и во многих других регионах, развитие внутреннего и въездного туризма, в том числе и делового, в Татарстане сдерживается многими нерешенными проблемами. Прежде всего дает о себе знать нехватка гостиниц в Казани. В городе лишь несколько отелей отвечают требованиям этикета проведения деловых встреч. Казанцы могут похвастать просторными конференц-залами, своеобразной кухней. Однако предоставляемые ими услуги вряд ли можно причислить к эконом-классу. Поэтому они недоступны основной массе деловых туристов, посещающих республику. Нет четкости и в классификации "звездности" отелей, что, естественно, затрудняет работу с иностранными бизнесменами, у которых свои требования к условиям проживания и их стоимости.