Яхты суперкласса не могут быть меньше 30 метров. К числу наиболее длинных, находящихся в частной собственности, относятся: Savarona (около 124 метров), Alexander длиной около 122 метров, Galeb - 117 метров и Cristina O длиной 99 метров, когда-то принадлежавшая греческому миллиардеру А. Онассису.
Один из основателей компании Microsoft Пол Аллен, считающийся самым богатым в мире холостяком, также владеет одной из самых дорогих яхт в мире. Его 413-футовое судно Octopus оснащено студией звукозаписи, баскетбольной площадкой и парковкой для вертолетов и маленькой желтой подводной лодкой. Ее экипаж состоит из 60 человек, в том числе бывших специалистов по вопросам безопасности, служивших в американском флоте.
Заказы на новые яхты в прошлом году выросли на 28 процентов, утверждает журнал ShowBoats International, по подсчетам которого суммарная длина роскошных яхт, строящихся в настоящее время, достигает 14 миль. Сегодня по морям плавает почти 6 тысяч
80-футовых мега-яхт, это вдвое больше, чем десять лет назад.
Если рассматривать тенденции в области материалов, применяемых для внутренней отделки, то в настоящее время наиболее популярными являются кожа, дерево тика и вишни. При этом клиенты гораздо чаще заказывают яхты современного типа, чем классического стиля.
Вообще-то стоимость вполне пригодной для плавания яхты составляет порядка 100 тысяч долларов. Но самые богатые мореплаватели не интересуются "ширпотребом". Им подавай что-нибудь подороже. Если семь лет назад одной из самых дорогих яхт признавалась собственность королевской семьи Саудовской Аравии, оцениваемая приблизительно в 110 миллионов долларов, то сейчас рекорд приближается уже к 200 миллионам. Средства, вкладываемые в "плавающую роскошь", в наше время значительно выросли. В противовес размерам и стоимости яхт возраст их владельцев снижается. Если раньше среднестатистическому покупателю было 45 лет, то сейчас шикарные яхты приобретают уже тридцатилетние.
Мало кто из владельцев мега-яхт суперлюкс класса стремится раскрыть список и стоимость своих приобретений. Поэтому мы не можем точно сказать, сколько стоит та или иная мега-яхта, но кое-какие сведения все-таки просачиваются в западную прессу.
По их данным, самыми дорогими яхтами в России владеет самый "морской" из губернаторов Роман Абрамович. У него уже есть собственный флот, куда входят 375-футовый (115 метров) Pelorus и еще две мега-яхты. Самая дешевая из них, Le Grand Blue, длиной около 108 метров, была приобретена все у того же Пола Аллена примерно за 90 миллионов. На палубе есть вертолетная площадка, бассейн. Pelorus стоил, видимо, на 30 миллионов больше. В комплектацию этой яхты входит система обнаружения ракет и мини-подлодка. Численность ее экипажа составляет 40 человек. Примерно во столько же обошлась Extasia (около 86 метров). Она не очень длинная, зато напичкана всеми последними техническими новинками. Как стало известно, миллиардер заказал проект еще одной яхты.
По данным "Таймс", пятерка самых дорогих в мире яхт выглядит так:
Rising Sun, 452 фута, построена в 2004 году. Владелец - Ларри Эллисон, глава компании Oracle. Стоимость - 150 миллионов фунтов.
Octopus, 414 футов, построена в 2003 году. Владелец - Пол Аллен, основатель Microsoft. Стоимость - 110 миллионов фунтов.
Savarona, 408 футов, построена в 1931 году. Владелец - Кахраман Садикоглу, турецкий бизнесмен. Стоимость - 80 миллионов фунтов.
Pelorus, 377 футов, построена в 2003 году. Стоимость - 72 миллиона фунтов.
Le Grand Bleu, 370 футов, построена в 2000 году. Стоимость - 50 миллионов фунтов.
Самыми известными производителями моторных мега-яхт являются компании Fairline, Riva, Ferretti, Pershing, Princess, Azimut, SeaRay, Regal, Cranchi. Большинство клиентов этих компаний строят свои "дворцы на воде" на заказ. Этим можно объяснить огромную стоимость такого рода представительских приобретений. Ведь эксклюзивный дизайн, эргономичность, широкий набор технических возможностей (порой даже не все установленное оборудование используется потом клиентом), отделка из ценных пород дерева или мрамора плюс ручная работа мастеров стоят немалых денег.
Суперяхты подразумевают только дорогие материалы - ценные породы дерева, натуральную кожу. Но самое важное - электронная начинка - спутниковая навигация, радары. Яхта может быть небольшой, но очень дорогой из-за "начинки". Что касается всевозможных наворотов, тут все зависит от фантазии заказчика. Так как яхты - товар штучный, каждая должна иметь свой характер, чтобы отличаться от других, - какую-нибудь особую вертолетную площадку или свой телефонный узел. Огромными кинотеатрами стоимостью от 30 тысяч долларов, прозрачными джакузи на палубе и танцполами уже никого не удивишь. Заказчики хотят видеть добротную классику, ведь дизайн яхт меняется нечасто - раз в 10-15 лет. Когда клиент покупает яхту за 130 миллионов евро, разница в 20-30 миллионов уже не важна.
В связи с тем, что дорогостоящая яхта нужна ее владельцу скорее для имиджа, чем для частого ее использования, в мире широко распространена такая услуга, как аренда яхт. Не каждый владелец согласится пускать на борт своего судна посетителей, однако многие частные яхты сдаются на любой срок, чтобы окупить годовые расходы на обслуживание и содержание команды. Расценки на аренду составляют от 50 до 500 тысяч долларов в неделю. Так, например, стоимость недельной аренды 40-метровой яхты с шестью отдельными каютами для гостей составит 160 тысяч долларов.
Можно и просто покататься на мега-яхте, но и это "влетит в копеечку". Недавно журнал "Форбс" опубликовал рейтинг всего "самого" в мире. Так вот круиз на яхте The Annaliese греческого бизнесмена Андреаса Ливераса обойдется в 113 760 долларов в день. Объяснение такой цены на борту яхты: там есть спа в римском стиле, роскошное джакузи, широкоэкранный кинотеатр, бизнес-центр и посадочная площадка для вертолета. Так что если вы решили произвести сногсшибательное впечатление, не важно на кого, лучшего места для этого вы вряд ли найдете. Кстати, сама яхта оценивается в 90 миллионов и ищет своего покупателя.