Второе событие произойдет в более отдаленной перспективе, но подготовка к нему идет полным ходом. Это мероприятие Любляна считает едва ли не ключевым в своей истории. Словения станет первым "новичком" Евросоюза, которому предстоит возглавить ЕС в первой половине 2008 года. Местные власти уже подготовили к словенскому председательству особую политическую программу. Возглавив единую Европу, Любляна планирует втащить в нее оставшиеся к тому моменту за пределами ЕС балканские государства, наладить диалог Запада с мусульманским миром и предложить решения по выходу из кризиса, который возник в Евросоюзе после отказа ряда стран ратифицировать европейскую Конституцию. Впрочем, по словам Янеза Янши, "никогда не знаешь, что еще произойдет в мире, когда мы будем председательствовать". А пока в многочисленных государственных офисах, прямо или косвенно завязанных на предстоящие в 2008 году события, демонстрируют множество схем и таблиц, призванных доказать любому брюссельскому контролеру: Словения достойна того доверия, которое оказал ей Евросоюз. О предстоящем председательстве говорят здесь повсюду - от агентства по инвестициям до министерства иностранных дел.
Даже предстоящий в 2007 году переход евро не вызывает в республике столько положительных эмоций. Вхождение в еврозону и отказ от собственной валюты - шаг, который поддерживают более 80 процентов словенцев, местные жители воспринимают как сугубо техническое мероприятие. В стране цены в магазинах давно указывают как в национальных, так и европейских денежных единицах - плати, в каких хочешь. Любляна чувствует себя частью Европы и старается не вспоминать о своем югославском прошлом. Когда говоришь на эту тему, люди мрачнеют. Вопрос о том, не жалеют ли они о том, что Словения вышла из состава Югославии, вызывает искреннее удивление - как о таком можно жалеть. Каждый чиновник дает свое объяснение тому, что выиграла Любляна, став самостоятельной. В министерстве финансов говорят о стабильности словенской денежной единицы, в офисе премьера - о высоком росте экономики, который ежегодно составляет около 4 процентов, в министерстве культуры - о расцвете литературы, кинематографии и музыки после создания словенского государства. При этом в республике стараются не вспоминать о том, как происходило это отделение. Хотя процесс выхода из состава Югославии оказался для Словении весьма непростым и даже сопровождался военными действиями.
Сегодня здесь никому в голову не приходит задаться вопросом о том, каковы могли быть последствия, если через десять дней военного противостояния Белград не признал бы независимость Словении. А Брюсселю из геополитических соображений оказалось на тот момент невыгодно признать самостоятельность Любляны. И руководство Евросоюза обратилось бы с негласной просьбой к соседним со Словенией государствам организовать экономическую блокаду республики. Примерно так же, как сегодня с подачи Брюсселя власти Украины поддержали просьбу Кишинева и объявили блокаду Приднестровья. Как бы тогда поступила Любляна и какое будущее ждало эту небольшую - всего два миллиона жителей - балканскую страну?
В небольших приморских городках на Адриатическом море, которые уже давно живут с соседней Италией практически в безвизовом режиме, городках, чей воздух буквально пропитан запахами вина и рыбы, даже сама мысль о возможной экономической блокаде со стороны Рима выглядит нелепой шуткой. Пожалуй, точнее всего основную причину выхода Словении из состава бывшей Югославии выразил Иво Вайгл, помощник по международным делам президента Словении: "Нельзя заставить народы жить вместе, если они этого сами не хотят". Сегодня многие политики в Любляне уверены: каждое государство, входившее прежде в состав бывшей Югославии, имеет шанс и должно вступить в Евросоюз.
Словенцы охотно вспоминают о том, что, находясь в Югославии, они отправляли на экспорт более 30 процентов своей продукции. Но именно это обстоятельно лишний раз подтверждает: Любляна представляла значительную ценность для экономики Югославии. Тем не менее под давлением со стороны Евросоюза и США Белград был вынужден отказаться от планов вернуть республику в состав Югославии силой. Хотя, безусловно, мог это сделать.
За оказанную в прошлом поддержку Словения сохраняет политическую лояльность как Брюсселю, так и Вашингтону. Возможно, поэтому, когда речь заходила о праве других, кроме Косово, непризнанных республик, подобных Северному Кипру, Абхазии, Южной Осетии или Приднестровью, на обретение международной независимости словенские чиновники забывали собственную историю и делали непонимающее лицо. В своих ответах на вопрос - симпатизируют ли они желанию небольших национальных территорий стать самостоятельными и готова ли Словения, с учетом своего опыта отделения от Югославии, им помогать, мои собеседники в различных государственных ведомствах Любляны не захотели ни разу даже назвать вслух эти территории. Словно кроме Косово других непризнанных республик в мире не существует. Иногда складывалось впечатление, что на обсуждение этой темы на других примерах наложено "табу". "Нельзя равнять всех под одну гребенку", - несколько смущенно объясняли мне словенские руководители. И предлагали все конфликты, связанные с сепаратизмом, рассматривать по отдельности, с учетом всех сопутствующих факторов. Чувствовалось, что в их понимании "отдельно" означало как минимум "исходя из геополитических интересов Евросоюза и США". Словения в полной мере воспринимает себя частью единой Европы. По настоянию президента Любляна стремится к активному участию в международных гуманитарных и миротворческих миссиях: Словения направила четырех офицеров в Ирак обучать местных военных логистике. В то же время правительство опасается чрезмерных, с точки зрения кабинета, "представительских" затрат на международную деятельность, нарушить сложившуюся макроэкономическую стабильность внутри страны. А это означает, что Любляна никогда не совершит политические шаги, способные даже косвенно ухудшить отношения с Евросоюзом, тем более снизить размер дотаций, получаемых из Брюсселя.
Этот внешне весьма эгоистичный подход к современным международным проблемам отчасти объясним. "Мы слишком маленькая страна", - говорят словенцы. Однако политическая история Любляны может стать существенным аргументом для территорий, подобных Приднестровью, Северному Кипру, Абхазии или Южной Осетии, желающих добиться государственной независимости. Республика, получившая международное признание в ходе военного конфликта всего 15 лет назад и за это время сумевшая добиться права на председательство в Евросоюзе, не самый слабый козырь непризнанных государств в их диалоге как с Брюсселем и Вашингтоном, так и с "метрополиями".