На самом деле этот документ состоит из целого комплекта поправок в нормативные акты. Так, вносятся изменения в Закон "О закрытом административно-территориальном образовании", среди прочего ограничивается право филиалов иностранных некоммерческих НПО работать на территориях ЗАТО. Есть поправки и в Закон "Об общественных объединениях" - там устанавливаются требования для учредителей, а также определен порядок государственной регистрации общественных объединений. Меняется Закон "О некоммерческих организациях" - указан порядок регистрации этих структур в Федеральной регистрационной службе и основания для отказа. А также внесена поправка в норму Гражданского кодекса, где указаны нарушения, служащие основанием для ликвидации. Введение закона в действие было специально отложено на 90 дней, чтобы успеть подготовить пакет подзаконных актов, которые Росрегистрация планирует выпустить отдельной брошюрой.
Сегодня "РГ" ситуацию с введением закона в действие комментирует глава управления Росрегистрации по делам политических партий, общественных и религиозных объединений Алексей Жафяров.
Российская газета | Алексей Гайярович, закон вступил в действие только сегодня, однако критиковать вас за введение особого порядка регистрации для филиалов зарубежных организаций начали еще в прошлом году.
Алексей Жафяров | Начнем с того, что внесение каких-либо изменений в закон - прерогатива законодателя. Поэтому нас за это критиковать просто несправедливо. Что же касается самих изменений, то филиалы и представительства иностранных неправительственных некоммерческих организаций будут вставать на учет в уведомительном порядке.
РГ | Значит, к ним требования ниже, чем к российским структурам?
Жафяров | В части прохождения процедур регистрации - да. А вот отчетность они будут сдавать в несколько большем объеме. Эта отчетность будет касаться источников, размеров и распределения средств, которыми они оперируют на территории России. Российские некоммерческие организации фактически отчитываются по тем же критериям, но уже перед российскими налоговыми органами. А вот филиалы и представительства не являются юридическими лицами и в полном объеме отчет подают нам, в Росрегистрацию, в виде добровольной декларации. Мы будем анализировать - какие средства получены, куда они направлены и как они израсходованы. Я думаю, что подавляющее большинство иностранных некоммерческих неправительственных организаций вообще не ждет никаких проблем с реализацией своих программ на территории РФ. Особенно если эти программы гуманитарные. Могут возникнуть определенные проблемы у тех организаций, которые под видом гуманитарных программ будут осуществлять политическую деятельность. Ну, к этому надо быть готовым тем иностранным неправительственным организациям, которые финансируются из бюджета соответствующих зарубежных стран, или, точнее, соответствующих служб зарубежных стран. Я не имею в виду никого конкретно, я говорю в принципе о подходе.
РГ | Но кроме денежных вы получили полномочия контролировать и саму деятельность, проверяя, к примеру, на соответствие с уставом любое из этих 500 тыс. НКО.
Жафяров | По тем правилам, которые установлены новым законом, уже более 15 лет живут общественные объединения, которые и являются особым видом некоммерческих организаций. И живут неплохо, само существование этих правил регистрации ни у кого не вызывает особого сомнения. Речь идет о той категории организаций, которые также претендуют на право говорить от лица общества, но с подозрением воспринимают какие-либо формы госконтроля за тем, чем они в реальности занимаются. Понятно, что в данном случае вызывает у них значительное беспокойство тот факт, что результаты нормоконтроля могут быть обнародованы, и обществу станет понятна сущность их деятельности. Думаю, что в качестве меры воздействия Росрегистрация будет применять не столько ликвидацию в судебном порядке, сколько информирование общественности о том, чем занимается то или иное некоммерческое объединение, на какие средства оно существует и на что оно эти средства расходует. Об этом мало кто говорит, но на самом деле болезненную реакцию вызвало желание государства поинтересоваться именно этой проблемой: действительно ли средства (в том числе и из иностранных источников) в этих организациях расходуются на декларируемые уставные цели или в значительной степени идут на оплату труда сотрудников в этих организациях. Ведь не секрет, что политика некоторых зарубежных грантодателей заключается в том, что до 60% выделенных средств уходит на оплату самоотверженного труда зарубежных экспертов, обеспечение им повышенного (по российским меркам) уровня комфорта при посещении нашей страны. Кроме того, необходимо оплачивать и регулярные зарубежные поездки отечественных сотрудников некоммерческих организаций. Обнародование таких данных может вызвать умиление у граждан иностранных государств, а вот реакция российского общества может быть неоднозначной.