Сначала он получил от президента за таможню, где, как узнал президент, в экономическом экстазе она сливается с бизнес-структурами, о чем, кстати, до сих пор не знал куратор этого ведомства Греф. А вчера и за тот самый человеческий фактор, который главный экономист всеми силами пытается "извести". После недельной работы вчера он докладывал Владимиру Путину о правительственных предложениях по изменению ситуации на таможне. Правда, в закрытом режиме.
Но при этом экономист явно нервничал, теребя в руках четки, с которыми теперь приходит в Кремль, дабы хоть как-то успокоиться и держать себя в руках.
Вчера же Владимир Путин вновь потребовал от Грефа в кратчайшие сроки внести изменения в законодательство, чтобы "исключить любое жульничество" с землями, предусмотренными под строительство дорог и других объектов инфраструктуры. "Нужно сделать это как можно быстрее, чтобы исключить любые злоупотребления, - заметил глава государства. - Мы с вами прекрасно понимаем, что рядовые граждане эту землю не выкупают".
Впрочем, проблема эта не новая и давно обсуждалась и в министерстве транспорта, и в ведомстве Грефа. "Как только формируются планы строительства таких объектов, мгновенно расходятся участки земли, а потом их приходится выкупать", - сказал Путин, напомнив, что минтранс считает, что действующего законодательства недостаточно. Герман Греф не отрицал существование земельной проблемы, тем более что "самый главный акт проекта закона о резервировании земли уже внесен в правительство". По сути это поправки в Земельный кодекс, которые позволят при принятии решения о строительстве любой инфраструктуры, в первую очередь дорожной, энергетической, накладывать ограничения на оборот земельных участков. В законопроекте предусматривается введение процедуры предварительного резервирования, когда сразу же после принятия решений в коридоре двух километров на один год будет вводиться резервирование на выделение земель муниципальными и субфедеральными органами власти в этой зоне.
Земельную тему глава государства затронул после того, как вице-премьер Александр Жуков рассказал, что на ближайшем заседании правительства министры рассмотрят транспортную стратегию, и торжественно пообещал президенту - транспорт теперь будет развиваться быстрее, чем экономика в целом. Стратегия развития транспорта рассчитана на среднесрочную и долгосрочную перспективу и предусматривает использование конкурентных преимуществ и географического положения для транзитных перевозок. По замыслу разработчиков, в ближайшее время будет завершено строительство самой длинной в мире автомобильной магистрали Чита - Хабаровск протяженностью 10 тысяч километров, которая свяжет Москву и Владивосток с крупнейшими портами, в частности на Балтике. Предполагается строительство кольцевых дорог вокруг мегаполисов - Москвы и Санкт-Петербурга, объездных дорог вокруг Нижнего Новгорода, Красноярска, Новосибирска и Иркутска, завершение строительства мостового перехода через Волгу. Кроме того, по словам Жукова, "подразумевается сооружение многих автодорог с привлечением частных инвесторов, использование концессионных механизмов при строительстве платных дорог".
Выслушав о наполеоновских планах, совсем некстати для правительства, президент, видимо, вспомнил о тех двух самых больных российских бедах - дураках и дорогах - и посоветовал особо позаботиться о качестве дорожного строительства. "Надо как можно быстрее нормальное покрытие на дорогах делать, - заметил Путин. - А то гальку и щебень набросают, машины начинают ездить, и все покрытие разбивается". Но вице-премьер, видимо, под собственную ответственность, тут же пообещал, что покрытие дорог будет качественным.
Помимо же строительства автомобильных дорог в стратегии предусмотрено и создание сети аэропортов федерального значения, крупных пересадочных узлов, в том числе международного значения. Развитие железных дорог в первую очередь будет вестись для освоения минерально-сырьевой базы Сибири и Дальнего Востока. "Будет построено и реконструировано 1,5 тысячи километров железных дорог, на 3 тысячи километров предусмотрено строительство дополнительных и главных путей", - отметил Жуков. Что касается водного транспорта, то в разрабатываемой правительством концепции предусматривается значительное увеличение - на 5 тысяч километров - протяженности водных путей для прохода судов больших габаритов.
Впрочем, земельный вопрос вчера был чуть ли не темой номер один. В планах первого вице-премьера Дмитрия Медведева - рассмотрение на президиуме Госсовета по реализации приоритетных нацпроектов вопросов развития малоэтажного строительства. Как показали экспертные оценки, стоимость площадей для малоэтажного строительства сопоставима или даже ниже стоимости многоэтажной застройки. К тому же у Роснедвижимости есть предложения о вовлечении в такое строительство некоторых земель сельхозназначения, а также земель, расположенных вокруг городов. Правда, для реализации этих предложений, возможно, потребуется внести коррективы в федеральную программу "Жилище".
Но, как правило, когда речь заходит о новом жилье, которое не обходится без застолья, вспоминают и о вине. Возможно, по этой причине и президент поинтересовался у министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова его оценкой ситуации с запретом Главного санитарного врача поставок винодельческой продукции из Молдавии и Грузии. На что Зурабов заметил, что обсуждать проблему он собирается во второй половине дня на встрече с министром здравоохранения Молдавии, но позиция у российского министра здравоохранения, судя по всему, довольна жесткая. "В целом в ряде случаев качество винодельческой продукции и винодельческого сырья, которые ввозятся на территорию России, весьма и весьма неудовлетворительно", - заметил он. Поэтому главная задача российских властей, по его мнению, состоит в том, чтобы добиться и от молдавской, и от грузинской сторон (равно как и от других стран) того, чтобы во время изготовления и выращивания винодельческого сырья использовались только разрешенные ядохимикаты и технологии, чтобы качество продукции было надлежащим. "На это делается основной акцент", - подчеркнул министр. Причем ни о каком смягчении позиции, судя по всему, речи не идет. Более того, Зурабов пообещал, что в дальнейшем его ведомство всерьез займется ограничением и запрещением оборота некачественной продукции на территории России. "Ежегодно 35 тысяч человек в России погибают от отравления некачественным алкоголем", - пугал министр, заметив, что ужесточение коснется всех.
- И внутренних производителей, и экспортеров? - уточнил Путин. - Требования для всех одинаковые?
- Абсолютно. Ужесточенные правила будут применяться в рамках нового закона по обороту алкогольной продукции как в отношении отечественных производителей, так и в отношении импортеров, - предупредил производителей некачественного алкоголя Зурабов.