Корреспондент "РГ" встретился с членом совета, заместителем председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолием Аксаковым и попросил его прокомментировать это событие и рассказать о деятельности НБС.
Российская газета | Анатолий Геннадьевич, в связи с чем произошла замена в составе совета?
Анатолий Аксаков | Андрей Илларионов находился в составе совета по президентской квоте. Президент определяет лично, кто должен его представлять, и теперь, после ухода Илларионова с должности президентского советника по экономике, он выдвинул своего нового представителя - Олега Вьюгина.
РГ | Национальный банковский совет является довольно закрытой организацией. Расскажите, с какой целью он создан, какие задачи выполняет?
Аксаков | Создание НБС предусмотрено законом о Банке России. Он создан в 1996 году. В его состав входят 12 членов: 2 представителя от Совета Федерации, 3 - от Государственной Думы, по три представителя от президента и правительства, а также председатель Центробанка. В число задач совета входит рассмотрение годового отчета, сметы расходов на содержание Центробанка и капитальные вложения. Кроме того, совет занимается вопросами денежно-кредитной политики и участия капитала Банка России в других банках. Ежеквартально совет изучает результаты работы ЦБ по реализации основных направлений государственной денежно-кредитной политики, исполнения надзорных функций, а также политику Центробанка в сфере валютного регулирования и контроля. То есть совет фактически контролирует деятельность Банка России.
РГ | Как это выглядит на практике?
Аксаков | По закону Центробанк подотчетен Госдуме, а НБС вырабатывает предложения и рекомендации для депутатов, на основании которых они принимают решения. Хотя есть такое полномочие, как утверждение сметы расходов на содержание ЦБ, которое принадлежит совету. Он этим правом воспользовался и значительно сократил расходы в связи с тем, что до того часть средств использовалась неэффективно. Правда, есть сомнение, что мы несколько "пережали" с зарплатами сотрудников, ведь в ЦБ должны работать высококлассные специалисты, которых не смогли бы переманить коммерческие банки.
РГ | Обсуждаются ли на заседаниях совета какие-то общие проблемы государственной банковской политики, например, злободневный вопрос об открытии филиалов иностранных банков в России?
Аксаков | Безусловно, это один из основных вопросов банковской политики. И здесь мы единодушны в том, что сейчас нет необходимости в присутствии филиалов на нашей территории. Вполне достаточно дочерних банков, которые работают в правовом поле России и подчиняются регулятору - Центробанку. Кроме того, за счет своих богатых "родителей" иностранные "дочки" и так находятся в более выгодных условиях. И недавно я слышал, как руководитель одного из дочерних банков удивлялся: "Зачем нам открывать филиал, если работать в России и так достаточно комфортно?"
РГ | Понятно, что с точки зрения банкиров и Центробанка приход богатых и сильных "варягов" невыгоден. А вот простые граждане - пользователи банковских услуг - могли бы выиграть от появления дешевых и длинных кредитов и больших процентных ставок по вкладам?
Аксаков | Вопрос риторический. С одной стороны, в краткосрочной перспективе они получат выгоду от более дешевых и длинных кредитов, высокотехнологичного уровня обслуживания клиентов. А с другой - понесут потери из-за того, что значительная часть налоговой базы исчезнет вместе с разорившимися отечественными банками. К тому же большая часть финансовых операций перейдет за рубеж и произойдет вымывание финансов из страны. И все это обязательно отразится на социальном обеспечении, на зарплатах бюджетников. Поэтому в долгосрочном плане граждане бесспорно проиграют. Кроме того, ущерб для финансовой безопасности России в связи с потерей контроля за денежными потоками в конечном итоге отразится и на защищенности всех ее граждан.