Тайна в конверте
Подробности всплыли недавно в Южно-Сахалинске, где было рассмотрено в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора области. В итоге ряд норм закона Сахалинской области об оплате труда государственных служащих признан противоречащим федеральному законодательству.
Там провели проверку с привлечением специалистов территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области и установили, что «выплаты госслужащим значительно превышают расходы на оплату труда по сравнению с допустимыми». Малопонятные и сухие прокурорские формулировки разъяснила народу одна из местных газет, когда опубликовала эти самые выплаты на обозрение народу, чем и вызвала справедливый его гнев. Налогоплательщик узнал, что, к примеру, должностной оклад спикера облдумы не 8160 рублей, как считается, а с учетом надбавок за выслугу лет, за особые условия госслужбы, за почетные звания, с учетом премий — порядка 70 тысяч, а у депутатов борьба за улучшение жизни народа оценивается в 50 тысяч. С начала 2006 года эти суммы еще подросли и приблизились к 100 тысячам рублей. Сами гражданские и государственные служащие на это могут ответить лишь одно: доходы населения выросли везде.
Однако прямой пропорциональной связи между улучшением жизни народа, ради которого и на чьи налоги существует власть, и благосостоянием чиновников, читатели как-то не усмотрели и приняли сторону прокурора, который считает, что в силу требований Бюджетного кодекса РФ Сахалинская область является дотационным регионом и не может устанавливать оплату труда своим госслужащим области, превышающую размеры таковой у федеральных гражданских служащих. Прокурор также подверг сомнению законность размеров ежемесячных денежных поощрений…
Эту мысль охотно подхватили служащие федеральных структур, которые считают, что у их собратьев по госслужбе в органах местной власти произошло по сравнению с федералами кратное увеличение зарплаты. По этой, кстати, причине трения между регионалами и чиновниками федеральных структур стали возникать все чаще: каждая из сторон считает, что другая живет слаще. Подобные щекотливые вопросы о зарплате чиновников вставали и в других областях. Первой на Дальнем Востоке заявила о нарушениях камчатская прокуратура. Там также сочли неверным, что должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение служащих гораздо выше, чем положено по закону. Местная власть оценила свои услуги примерно в три раза выше соответствующей указу президента нормы. Потом прозрел Сахалин.
— В суд мы обратились еще в феврале, — поясняет помощник прокурора Сахалинской области Татьяна Кутузова. — Скажу сразу: там, где дело касается административного аппарата, судебная практика идет туго. Но суд первой инстанции удовлетворил иск прокурора. Всем известно, что существует некоторый диссонанс в оплате труда госслужащих федерального и регионального звена. Посмотришь на оклад — он вроде небольшой, 6-8 тысяч рублей. Но, как известно, чиновникам платят за работу с государственной тайной, северный коэффициент… При этом существует до 200 (!) процентов надбавки за «особую напряженность».
В итоге получается, что эта цифра вырастает в разы! Для примера — служащий областной администрации получает от 90 до 124 тысяч. Сумма впечатляющая. При этом особой напряженности в работе госслужащих не наблюдается: мало кто из них работает в выходные, а ровно в 18 часов на вахте слышна барабанная дробь каблучков…
Когда журналисты опубликовали суммы окладов в газетах, можете представить, что говорилось в адрес госслужащих со стороны пенсионеров, которые получают от силы три-четыре тысячи в месяц. Не скрою, обид у наших областных чиновников было много. И мы знаем, что это лишь первая часть нашей борьбы, поскольку администрация обратилась с кассацией на решение суда.
Дело захватило и общественность, и коридоры власти. Прокурора тут же обвинили — мол, завидует, являясь федеральным служащим, а «на чужую кучу нечего глаза пучить». Однако областной суд согласился с позицией прокурора области о том, что сахалинские чиновники перестарались с назначением себе зарплаты, и признал соответствующие положения закона Сахалинской области недействующими.
А дальше что? Как известно, на Дальнем Востоке армия чиновников также существенно приросла: с 1 января 2006 года каждое муниципальное образование получило своего главу, свой совет депутатов и свой бюджет. А вообще количество чиновников в России за год увеличилось на 143 тысячи человек. Теперь в органах власти всех уровней работают 1,46 миллиона чиновников — выходит, по одному госслужащему на каждые 100 россиян. Сколько ж надо производить валового продукта и как интенсивно работать, чтобы налогоплательщик освоил содержание своей власти? — недоумевают пытливые. Среди них учителя, которых обидели с выплатой одной тысячи за классное руководство (то дали, то не дали) участковые врачи, которым за добавленные десять тысяч рублей добавили на двадцать тысяч работы, и конечно, армия пенсионеров.
Управлять Россией, безусловно, трудно. Она большая. В ней столько неразрешенных проблем. Только в Хабаровске, столице федерального округа, то и дело заседают комиссии, советы, рабочие группы, проводятся рейды и проверки, после которых прирастает кипа бумаг и отчетности: сколько справок и актов о нарушениях выписано. И что любопытно: сетуя на свою загруженность, ведомства не спешат расставаться с полномочиями. К чему бы это?
Мечта о пенсии
В Хабаровском крае чиновники получают зарплату больше, чем приморские коллеги, и меньше, чем камчатские. По информации Росстата, средняя зарплата чиновника краевого уровня в Хабаровске — около 18 тысяч рублей.
Здесь надо учесть, что хотя местные депутаты и приняли поправки к краевому закону «О правительстве Хабаровского края», в котором привели к федеральным стандартам оклады чиновников, однако в сухом остатке, если можно так сказать, была приравнена лишь «чистая» зарплата.
Как указано в законе, денежное содержание служащих состоит из двух окладов: один выплачивается по должности, другой — по классному чину и еще «из иных дополнительных выплат». Теперь понятно, что средняя зарплата чиновника, высчитываемая статистической службой, — лишь небольшая часть зарплаты.
Кроме того, чиновнику, выходящему на пенсию, полагается согласно Трудовому кодексу, пенсия не простая, а особая: при наличии стажа не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка. А за каждый полный год сверх пятнадцати лет пенсия увеличивается еще на 3 процента, но с одной оговоркой, что она не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка.
Имея на руках бюджеты, нетрудно подсчитать, что среднемесячные доходы чиновников варьируются от ста тысяч рублей у высших лиц до десяти с лишним тысяч рублей у рядовых специалистов администрации.К примеру, конкретный расчет по зарплате чиновников Солнечного района сделал бывший заместитель главы района, а теперь библиотекарь, но с ученым званием — кандидат физико-математических наук Анатолий Калмаков. Он вывел оклад главы района и других чиновников рангом пониже — из губернаторского (оклад главы района равен 24 процентам оклада губернатора). А дальше, согласно нормативам, только успевай умножать и накручивать на оклад поощрения и иные надбавки.
К слову, ситуацию с окладами в Солнечном и других районах, где перебрали лишку, губернатор велел исправить.