- Мы направляем в Судан 117 военнослужащих - это экипажи и обслуживающий персонал. Кроме того, в состав российской группировки войдут четыре транспортных боевых вертолета Ми-8, - заявил Сергей Иванов. - Расходы по их содержанию берет на себя ООН. Но в рамках договоренностей, достигнутых внутри "восьмерки", Россия планирует направить в Судан самолет с палатками, кухнями, одеялами для помощи населению.
Заместитель главкома ВВС генерал-майор Сергей Шевченко позже уточнил, что военные транспортники Ан-124 "Руслан", Ан-22 и Ил-76 выполнят около сорока рейсов и помимо людей и техники перебросят в Африку более ста тонн гуманитарных грузов. Большой российский десант ждут в Судане в мае. А два дня назад в центре переучивания летного состава армейской авиации в Торжке будущих миротворцев инспектировала комиссия ООН. Проверялось все - от профессиональной выучки офицеров до работы установок добычи и очистки воды. Дело в том, что нашим авиаторам придется действовать в отрыве от международного воинского контингента и надо заранее настраиваться на полную автономность африканского существования.
После тщательной проверки передовая команда "голубых шлемов" (назвать летчиков "касками" язык не поворачивается) получила разрешение на вылет. Двадцать миротворцев и несколько тонн специальных грузов доставит на Черный континент армейский транспортник Ил-76. Он поднимется с военного аэродрома Мигалово на окраине Твери сегодня вечером. В главном штабе Военно-воздушных сил корреспонденту "РГ" рассказали, что перелет займет пять с половиной-шесть часов. Приземлится "Ильюшин" на юге Судана: там есть подходящая для больших лайнеров бетонка с непривычным для нашего уха названием "Джуба".
- Этот аэродром стоит в чистом поле. Поэтому передовой группе надо и самой обустраиваться, и готовить базу для основных сил, - уточнил помощник главкома ВВС Александр Дробышевский.
За месяц нужно разбить палаточный лагерь и дооборудовать "точку" навигационной, связной, инженерной и прочей аппаратурой. Тем временем на авиаремонтном заводе в Чите закончат проверку четырех вертолетов Ми-8 МТ. На них уже выполнили регламентные работы, облетали и теперь разбирают для перевозки. В Африку вертушки в полной боевой оснастке полетят в качестве "пассажиров" большегрузных лайнеров, а до прежней кондиции инженеры и техники доведут их на новом месте службы.
РАГ - российская авиационная группа - направляется в Африку по мандату Совета Безопасности ООН. Навести порядок в раздираемом гражданской войной Судане долгие годы безуспешно пытались "голубые каски" Африканского союза, и в марте 2005-го Организация Объединенных Наций решила трансформировать региональную миссию в международную. К участию в миротворчестве пригласили и нашу страну. Почти год ушел на необходимые согласования.
Какие задачи ждут наших миротворцев в Судане и в чьих интересах они станут действовать?
- Авиагруппа будет напрямую подчиняться командующему силами миссии ООН в Судане. Что касается задач, то нашим офицерам предстоит осуществлять поддержку сил быстрого реагирования, переброску резервов, эвакуацию больных и раненых, воздушное наблюдение, проведение поисково-спасательных операций, транспортировку имущества и персонала ООН, - объяснил начальник армейской авиации ВВС генерал Виктор Иванов.
А вот назвать длительность африканской миссии затруднился даже министр обороны: "Я почти уверен, что в этом году данная операция не закончится, и мы будем периодически менять наши экипажи". Судя по аналогичной командировке в Сьерра-Леоне, первую ротацию стоит ждать не ранее чем через полгода.
Досье "РГ"
Численность воинского контингента миссии ООН в Судане установлена в 10 тысяч человек, полицейских - 755 человек. В состав миссии также входят около 600 военных наблюдателей и 500 гражданских специалистов. От России в этой африканской стране уже несут службу 14 военных наблюдателей и 19 офицеров полиции.