Напомним, что об этих "новых, неприемлемых требованиях" было сказано уже после того, как из американского минторга прозвучала оптимистичная фраза о "нескольких неделях". Однако что это за требования, никто не знал. Наши переговорщики, как и американские, с которыми редакция поддерживала все эти дни постоянный контакт, предпочитали ситуацию не комментировать.
Список претензий, который "РГ" получила вчера, занимает всего страницу не слишком убористым шрифтом. Но буквально к каждому предложению можно писать комментарий страниц на десять.
Сельское хозяйство занимает первую позицию. США предлагают "завершить нашу совместную работу по проблематике АПК, включающую принятие правительственного постановления, позволяющего российскому правительству использовать международные стандарты (в частности, Международного бюро по эпизоотии)". Таким образом, нас мягко просят впредь запрещать импортную еду не по своим правилам, а по международным. Это новый поворот: в официальных комментариях американские переговорщики говорили лишь, что "каждая страна имеет право на защиту". Но, видимо, ни эпопея по поиску трипса, ни запрет вин из Грузии и Молдовы не прошли незамеченными.
А вот мнение аналитиков о том, что США требуют пересмотреть мясные пошлины, не подтверждается: США лишь просят "закончить переговоры по тем секторам мясной, алкогольной и молочной продукции, где США существенно сузили свои запросы". Впрочем, упоминание алкоголя настораживает: известно, что неудовольствие ВТО вызвал отказ России продлевать срок продажи импортного алкоголя со старыми акцизными марками (срок истек 1 апреля).
Как следует из документа далее, США вроде бы удовлетворены уступкой России в отношении ввоза к нам импортных самолетов (мы готовы снизить пошлину на 10 процентов), зато крайне растревожены комбайнами. В декабре прошлого года Россия ради защиты своего рынка заменила 5-процентную пошлину на принципиально другой порядок ее сбора (100 евро за киловатт мощности двигателя), что повысило сумму таможенных платежей где-то в 3-4 раза. США требуют вернуть старый порядок. Они также настаивают на том, чтобы ФСБ России "пересмотрело подход" к ввозу оборудования с "шифровальной составляющей" (это не столько шпионские принадлежности, сколько целый ряд высокотехнологичной электроники гражданского толка). Если ничего не менять, считают Штаты, это "будет препятствовать торговле ... и сведет на нет обязательства по устранению импортных тарифов". Пока что ФСБ крайне щепетильно относится к ввозу "слишком умных" машин, а скандал со шпионским камнем вроде бы показал, что опасения небезосновательны.
Банковский вопрос идет лишь третьим пунктом, но несложно догадаться, что именно он вызвал столь резкую реакцию российских властей. Просто цитата: "Создать новые возможности иностранного участия в банковских и страховых отраслях, включая открытие прямых филиалов через определенный переходный период". Таким образом, уступки, на которые пошла Россия (50-процентная квота участия иностранцев в этих секторах), США не устроили. А Россия еще в прошлом году заявила, что прямых филиалов не будет, коллизия налицо, и какие уж тут "считаные недели".
Сказав ритуальные слова об интеллектуальной собственности (США хотят, чтобы мы "закрыли навсегда госпредприятия", пойманные на пиратстве, как и ряд пиратских сайтов), авторы требований напоследок прошлись по святому. "Согласиться на принятие обязательства о том, что госпредприятия и предприятия, контролируемые государством ("Аэрофлот", "Газпром" и другие) при работе в коммерческих секторах осуществляли бы закупки и продажи по коммерческим принципам". Речь идет о старом споре - а не слишком ли потворствует государство в России "своим" предприятиям, нет ли тут помех коммерческому сектору? Споры об этом в ВТО всегда оканчивались составлением российской стороной толстого доклада, доказывающего, что это не так, и таких докладов было много. Однако на фоне разговоров об усилении в России государственного сектора эта рутина, как видим, приобрела новое звучание.
Что тут "главное"? Все, поскольку любой вопрос может тормозить переговоры до бесконечности. Банковское требование вызвало самую острую реакцию в России, но это не значит, что оно "главнее", чем требование по комбайнам. Комбайны в контексте высокой политики, превалирующей в документе, вообще смотрятся как-то неуместно. Но они тут есть, потому как - задело. В подтверждение приведем письмо генерального директора Еврокомиссии по торговле Дэвида О Салливана, которое он направил российским чиновникам еще 10 февраля. В нем содержатся крайне жесткие оценки таможенного нововведения относительно комбайнов. Г-н Салливан говорит, что это решение "не соответствует духу ВТО", и требует, чтобы "соответствующие органы РФ немедленно его отменили". Ведь эта мера "нанесет серьезный ущерб промышленности ЕС... в то время как уровень защиты российских производителей возрастет". Напомним, что сельхозтехнику в Россию поставляют и США, и ЕС, США даже больше.
Из этих документов можно сделать два наблюдения. Во-первых, Россия еще не стала членом ВТО, и неизвестно, когда станет, но от нас уже сегодня требуют соблюдать вэтэошные правила. Или в мягкой форме (защищайтесь от трипса так, как все, а не как вам хочется), или в жесткой (отмените новый порядок сбора пошлин на комбайны). Г-н Салливан, правда, толкует о каком-то положении о неухудшении условий торговли, которое "предполагается соблюдать странами - кандидатами на присоединение", но толкует как-то неуверенно, и, по отзывам российских экспертов, даже с формально-правовой точки зрения тут не все очевидно. Было бы логичным, чтобы наши упорные партнеры сами не затягивали присоединение, коли уж так приспичило говорить с Россией на языке ВТО. Подвешенное состояние "ни ВТО, ни вне ВТО" кому-то выгодно. Вряд ли нам.
Во-вторых, в требованиях США достаточно много такого, что "в граммах" не измеришь. Скажем, борьба с пиратством. Мы можем сколько угодно доказывать, что закрыли все сайты и даже госпредприятия, а пираты все равно плодятся, потому что нищий российский народ никогда не будет покупать лицензионные программы и диски. Но вот Украине ничего доказывать не пришлось: пиратов на Крещатике даже не гоняют, но с точки зрения США там все в порядке. Крайне сложно доказать и степень деформации рынка от деятельности госмонополий.
Политический вопрос один - прямые филиалы иностранных банков, которые, как показал недавний опрос в США, самим американским банкирам не нужны. Наши переговорщики говорят, что подобные политические вопросы с ЕС были оптом сняты за полтора часа до подписания протокола. Они верят, что то же случится с американскими требованиями во время саммита "большой восьмерки" в Петербурге. Хотелось бы верить, хотя прямые аналогии в таких тонких делах работают далеко не всегда.