Между тем, как обычно, новый год Театра на Таганке начался именно с любимовской премьеры. На сей раз - по классической пьесе Софокла в переводе Дмитрия Мережковского. Композиция, идея сценографии и сама постановка сделаны Юрием Любимовым. Большое значение для спектакля имеет музыка, которую написал композитор Владимир Мартынов, в последние годы постоянно работающий с мастером. Костюмы делал знаменитый художник и режиссер Рустам Хамдамов. В фойе театра можно увидеть небольшую его выставку рисунков, посвященную этой работе. Пластическое решение спектакля принадлежит Андрею Меланьину. В качестве сценографа выступил Владимир Ковальчук.
Это все не случайные справки. Спектакль, который продолжается всего 75 минут, сделан на грани остро современного музыкально-пластического действа и сакральной архаики. Зрители пробираются на свои места в кромешной тьме. Лица актеров приближены к неподвижным маскам. Движения актеров статуарны, тяготея к изображениям на античных вазах и к скульптуре. С первой и до последней минуты действие погружено в стихию архаических песнопений и коллективной пластики. Оно и понятно. В конфликте царя Креонта, пришедшего к власти в Фивах в результате братоубийственной войны сыновей Эдипа Этеокла и Полиника, и Антигоны, их сестры, которая, несмотря на запрет царя хоронить Полиника, совершает над ним похоронный обряд, за что и приговорена к смерти, - так вот главным в этом действе выступает поющий и танцующий античный хор - "глас народа".
Видимо, Юрий Любимов не случайно взял за основу давний перевод Мережковского 1892 года, в свое время раскритикованный филологами. Довольно сказать, что, кроме литературной легкости, переводчик, кажется, впервые употребил выражение, имеющее печальную будущность в России, - царь называет покойного Полиника - "врагом народа". Да и в суждениях хора Мережковский категоричен более, чем осторожный Софокл: "Но и царь непобедимый, / Если нет в нем правды вечной, / На погибель обречен".
Трагедия достигает своей полноты: Антигона - невеста Гемона, сына царя, который, как верный Ромео, гибнет вместе с ней. Эта любовная коллизия позволяет Юрию Любимову, как создателю композиции спектакля, ввести в перевод древнегреческого текста фрагменты библейской "Песни Песней", которые с помощью тех же песнопений и хореографии разыгрывают артисты театра и традиционно примкнувшие к ним солисты ансамбля Дмитрия Покровского. Довольно сложно передать на словах это синтетическое действо, ввергающее зрителя в глубины театра, граничащие с ритуалами мифа. Впрочем, это, скорее, сама история смыкается с древними мифами, непрерывно разыгрывая одни и те же сюжеты акций устрашения со стороны "вертикали власти", человеческого предательства, демагогии и противостоящих им верности и долга совершенно беззащитных и потому обреченных людей.
В юбилейный вечер в роли Антигоны выступила Алла Трибунская, выпускница мастерской Юрия Любимова в Щукинском училище. Кроме нее, в этой же роли заняты молодые выпускницы любимовского курса Александра Басова и Елена Посоюзных. Вообще "Антигона" - спектакль молодой и для молодых. Из корифеев Таганки здесь играет только Феликс Антипов в роли царя Креонта (в очередь с молодым Тимуром Бадалбейли).
Спектакль, повторю, необычный. Таганковско-брехтовская "остраненность" сходит уже в глубины мифических ритуалов. Стеклянные двери на сцене, ступени, минимум предметов, - железный царский трон (из дома Юрия Любимова) и бронзовая ладонь, в которой горит священный огонь (скульптор Леонид Баранов), - вот, пожалуй, и все. Остальное, - вечный ужас витающего над человечеством проклятия. Вечный Эдип, если одним словом.
Поскольку премьера состоялась в день рождения театра, среди зрителей было много давних друзей Таганки, - Фазиль Искандер, Евгений Ясин, Андрей Вознесенский, Владимир Лукин, Юрий Рыжов, Сергей Капица, Татьяна Назаренко, Борис Мессерер, Рустам Хамдамов, Татьяна Гринденко, Александр Кабаков, Юрий Черниченко, посол Израиля в РФ Аркадий Мил-Ман и многие другие. К интуиции такого мастера, как Юрий Петрович Любимов, что мы входим в вечные времена прокручивающегося на холостом ходу мифа о власти, "врагах народа" и хрупком мужестве тех, кому не остается ничего иного, кроме как умереть, чтобы не предать себя, своих близких и правду, - имеет смысл прислушаться.