Регионам дано право определять порядок первоочередного предоставления мест в общеобразовательных и дошкольных учреждениях и летних оздоровительных лагерях, независимо от форм собственности, детям сотрудников милиции, а также детям сотрудников милиции, погибших при исполнении служебных обязанностей, по месту жительства их семей.
В первом чтении был принят законопроект, дополняющий Налоговый кодекс положением, стимулирующим развитие информационных технологий в России. Как заявил один из авторов законопроекта вице-спикер Госдумы Владимир Катренко, до сих пор российское налоговое законодательство было "более милостиво для предприятий с высокой долей материальных затрат, чем для тех, кто создает интеллектуальный продукт". Законопроект предлагает изменить эту ситуацию введением специального налогового режима для предприятий, работающих в области информационных технологий. Этим режимом заменяется уплата налогов на прибыль, на имущество и ЕСН единым налогом. Устанавливается объект налогообложения - это доходы, уменьшенные на величину расходов. Определяется налоговая ставка - шесть процентов, а также порядок определения доходов и расходов в налоговый и отчетный периоды. Одновременно к этим предприятиям и организациям предъявлен набор весьма жестких ограничений. Например, разработчикам программ для ЭВМ устанавливаются ограничения по доле дохода от покупателей - иностранных лиц. Минимальное количество работников в таких организациях и предприятиях не должно быть меньше 100 человек. Должна быть аккредитация предприятий, соответствующая установленному правительством РФ порядку. "Если хоть одно из этих ограничений будет нарушено, - заметил Катренко, - налогоплательщика лишат всех льгот и он будет вынужден жить и работать в прежнем, то есть нынешнем, режиме". Депутаты, поддержавшие законопроект, убеждены, что принятие этого закона повысит конкурентоспособность отечественных компаний в области заказного программирования на мировом рынке.
Большие споры на вчерашнем пленарном заседании Госдумы вызвали поправки в Закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в котором предлагается проводить аттестацию претендентов на должность ректора высшего учебного заведения.
По мнению депутата Олега Смолина, вводимый порядок "предполагает переход от процедуры более или менее свободных выборов ректоров вузов к процедуре их назначения или, по крайней мере, отсева ректоров, неудобных для органов власти". Смолин считал, что имеет смысл обсудить столь спорный нормативно-правовой акт на июньском съезде ректоров. Однако председатель думского Комитета по образованию и науке Николай Булаев сообщил коллегам, что законопроект согласован с Российским союзом ректоров.
"Законопроект содержит два основных положения, - объяснял Булаев. - Первое положение предусматривает установление процедуры аттестации на должности ректора высшего учебного заведения. Второе положение предусматривает возможность введения в высших учебных заведениях должности президента. В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Закона "Об образовании" непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель образовательного учреждения. В настоящее время данные нормы не исполняются, и законопроект в какой-то части устраняет существующий пробел". "Не надо искать черную кошку там, где ее нет, - обратился Николай Булаев к оппонентам, которые "усматривают в предлагаемой процедуре фактическое назначение ректоров на должность". - Собрание или конференция вуза может даже не согласиться с теми кандидатурами, которые рекомендуются к избранию соответствующей аттестационной комиссией. Кроме того, в нынешней редакции законопроект предполагает обязательность альтернативности при избрании на должность ректора".
345 депутатов поддержали законопроект, против были 86, воздержался один.