В решении споров суды все чаще становятся на сторону налоговиков

Особенно это касается дел, в которых сумма спорных доначислений достаточно велика. Хотя количественный показатель по-прежнему говорит в пользу налогоплательщиков - 72 процента исковых заявлений удовлетворяется, в разрезе оспариваемых налогоплательщиками сумм доначисленных налогов, пеней и штрафов победа остается за налоговиками.

Так, показатели суммы удовлетворенных требований по заявлениям налогоплательщиков, предъявленных к налоговым органам, снизились в два раза. Если в 2000 году суды удовлетворили 64 процента сумм, предъявленных налогоплательщиками к налоговым органам, то в прошлом году этот показатель снизился до 32 процентов.

По данным Федеральной налоговой службы, статистика менялась следующим образом. Так, в 2002 году сумма удовлетворенных требований по заявлениям налогоплательщиков, предъявленных к налоговым органам, составила 84 процента от оспариваемой суммы по рассмотренным заявлениям, в 2003-м - 64 процента, в 2004-м - 45 процентов и, наконец, в 2005-м - 32 процента.

Налоговики связывают этот успех с тем, что ими были разработаны новые методы выявления схем уклонения от налогообложения, предполагающие комплексный анализ деятельности компании. Налоговые органы стали чаще доказывать в суде законность решений, основанных на выводах о недобросовестности налогоплательщика. Эксперты же отмечают влияние дела "ЮКОСа". После этого процесса судьи чаще стали вставать на позицию налоговиков. Причем если речь идет о небольших суммах, у налогоплательщиков больше шансов выиграть дело, чем тогда, когда казна может понести значительные потери, отмечают налоговые юристы. Что, собственно говоря, и подтверждает представленная ФНС статистика.

Об "эффекте "ЮКОСа" не раз говорили и глава ФНС Анатолий Сердюков, и министр финансов Алексей Кудрин, прежде всего, отмечая рост добросовестности налогоплательщиков. Статистика, представленная ФНС, выявила еще одно последствие. В 2005 году налогоплательщики отказались от исковых заявлений на суму 28 миллиардов, решив расплатиться с казной по-хорошему.

В последние годы в арбитражных судах кардинально изменился подход к налогоплательщикам, отмечает Эдуард Кучеров , руководитель Департамента налогов и права компании "Бейкер Тилли Русаудит". Ранее арбитражные суды в целом были настроены в пользу налогоплательщика, закрывая глаза на отдельные ошибки, допущенные налогоплательщиком, с большей охотой суды в спорных вопросах были склоны трактовать законодательство в пользу налогоплательщика, в том числе используя норму Налогового кодекса о неустранимых сомнениях, кроме того, в судах господствовал принцип "один налогоплательщик за другого не отвечает", в соответствии с которым очень редко налоговые нарушения, допущенные лицом, прямо или косвенно связанным с налогоплательщиком хозяйственными связями, транслировались на налогоплательщика.

В течение последних двух-трех лет ситуация в судах постепенно изменилась. Наибольшее влияние на практику работы судов оказала концепция добросовестности налогоплательщика, подчеркивает Эдуард Кучеров. В соответствии с указанной концепцией любая норма налогового законодательства может быть признана не подлежащей применению к налогоплательщику, если суды усматривали в действиях налогоплательщика недобросовестность. При этом, разумеется, не будет применяться та норма, которая предоставляет налогоплательщику права: это может быть и налоговая льгота, и налоговый режим, и налоговый вычет.

Поскольку концепция добросовестности налогоплательщика является детищем самой судебной системы, то и применяется она исключительно на основе правосознания судьи, отмечает эксперт. При всей ее безусловной полезности (необходимо признать, что многие налогоплательщики злоупотребляли возможностью формального применения закона, и суды устранили этот недостаток) отсутствие формализации концепции привело к тому, что налогоплательщик был лишен критериев для оценки своих действий, чем тут же воспользовались налоговики. Теперь многие из них просто вешают на налогоплательщика ярлык недобросовестного, не утруждая себя доказательствами, констатирует Эдуард Кучеров. К сожалению, отмечает юрист, в этой ситуации суды оказались не на высоте, они забыли о принципах налогового законодательства, устанавливающих презумпцию невиновности налогоплательщика, о требованиях процессуального законодательства, обязывающих налоговые органы обосновывать свои утверждения о признании налогоплательщика недобросовестным, в связи с чем налогоплательщику приходится оправдываться, доказывая добросовестность, не имея ни принципов добросовестности, ни четкой аргументации налоговиков, почему они считают налогоплательщика недобросовестным.

Помимо подобного концептуального изменения подхода к налогоплательщику суды все реже и реже склонны прощать налогоплательщикам технические ошибки, а от них никто не застрахован: практически любой даже малозначительный дефект в счете-фактуре или в оформлении иных первичных документов может быть признан влекущим утрату юридической значимости документа, даже в условиях того, что сам факт совершения операции, оформленной таким документом, очевиден. Выявление же подобных дефектов требует значительных трудозатрат, что не всегда под силу налогоплательщикам. Кроме того, подобные ошибки были допущены в периоды, когда на них суды не обращали внимание, но теперь после проверок налоговиков возникают споры по этим предыдущим периодам. Подобный подход к дефектам первичных документов представляется Эдуарду Кучерову необоснованным, так как в любой другой отрасли законодательства от гражданского до уголовного заинтересованное лицо может осуществлять защиты своих прав, используя даже косвенные доказательства. В этой связи, считает эксперт, с одной стороны, назрела необходимость законодательно ослабить требования к формальной стороне вопроса - содержанию документов, чтобы уменьшить абсолютно необоснованные затраты на проверку документов как самим налогоплательщиком, так и налоговиками, с другой стороны, до принятия соответствующих изменений налогоплательщику необходимо уделять повышенное внимание правильности оформления документов, используемых в налоговом учете.

При этом судиться с налоговиками, согласно представленной статистике, компании реже не стали. С 2000 по 2005 год количество рассмотренных исков по всем основаниям увеличилось в пять раз, хотя в 2005 году темпы роста числа обращений в суд несколько снизились. Если в 2000 году количество рассмотренных исков по всем основаниям, предъявленным налогоплательщиками к налоговым органам, составило 11 163, то в 2005 году количество рассмотренных исков составило 54 091.