Рядом с ним смиренно, почти незаметно, сидел министр культуры Александр Соколов и заметно пустовал стул для Михаила Швыдкого. Огромный плакат справа гласил: "Дух времени требует важных перемен на сцене драматической (А.С.Пушкин)". Между тем большинство собравшихся о переменах говорили с ужасом, раздражением или бешенством. Двухдневного форума, который проходит в год 250-летия Русского государственного театра и в канун перевыборного съезда СТД РФ, который должен состояться в следующем театральном сезоне, не может хватить на то, чтобы обсудить все накопившиеся проблемы. Потому в повестку двух дней вынесены только две темы - о правовом статусе и социальной защите работников театра в РФ и собственно - о жизни театра в условиях административной и бюджетной реформ.
Второй вопрос, разумеется, сразу стал главным. Впрочем, после доклада А.А.Калягина актер Театра им. Моссовета Евгений Стеблов долго и пафосно взывал к нравственности и возмущался современными веяниями в искусстве.
Вышедший ему на смену художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин перенес тему вреда реформ в организационный план и в финале своей речи прямо заявил: "Никаких реформ в театре не нужно! Одна реформа - не мешайте нам работать!" Он с возмущением напомнил о том, что авторы нынешних социальных реформ, в сферу которых попал и театр, в театре никогда не были, но никого из театральных людей для совета не пригласили. Очевидная нелепость этого положения возмущала не его одного. Депутат Думы Елена Драпеко, не выдержав воздействия соломинской речи, кинулась к трибуне, чтобы объяснить повешенным, как плох их палач. Приехавшие со всей России деятели театра и без того уже год бьются в конвульсиях при словах - "тендер", "казначейство" и прочих новациях правительственных реформаторов.
Руководитель Русского театра им. Качалова из Казани Евгений Славутский резюмировал первую часть прений в жанре трагедии: "У нас поразительная нация - сами себя уничтожаем!" Форум завершится сегодня принятием резолюции об изменениях в гражданском, налоговом и бюджетном законодательстве для того, чтобы театр мог выжить как важнейшая культурная институция.