Устроиться на должности авиационного персонала или службы безопасности аэропорта теперь будет так же непросто, как в любую силовую структуру.
И неважно, какова форма собственности авиапредприятия, куда вы подали заявление о приеме на работу. Вас проверят по полной программе по всем учетам и базам, имеющимся в отечественных спецслужбах, пропустят через мелкое сито всю вашу прошлую жизнь и даже поинтересуются благонадежностью ближайших родственников. То есть отныне окончательное решение о трудоустройстве принимает отнюдь не хозяин авиапредприятия. И жизнь сотен человек уже не зависит от чьей-то барской воли.
Такова суть поправок в Воздушный кодекс Российской Федерации, которые были приняты Госдумой в начале этого года. Поправки предложило ввести российское МВД, которое вместе с ФСБ курирует все службы авиационной безопасности. Теперь запущен в действие механизм выполнения этого федерального закона в новой редакции.
Какие конкретно ограничения для приема на работу в аэропорты узаконены? Запрещено принимать лиц с непогашенной судимостью за совершение умышленных преступлений, состоящих на учете в психиатрических диспансерах, уволенных с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, по отрицательным мотивам.
Особенно пристрастно отнесутся к гражданину, пожелавшему работать в аэропорту именно на досмотре. Заявление он подает либо в службу авиабезопасности, либо в подразделение транспортной милиции. И проходит жесткую проверку. Все руководители авиапредприятий получили письменные инструкции, как предотвратить трудоустройство лиц, предрасположенных к совершению диверсионно-террористических актов на объектах воздушного транспорта. Если потребуется, сомнительных кандидатов проверят и на детекторе лжи. Такие меры предосторожности совсем нелишние. В прошлом году проверили на предприятиях Московского авиаузла 60 тысяч сотрудников, в том числе всех охранников. И выявили 152 человека, имеющих судимости.
Есть еще новации: стопроцентный досмотр проходят теперь не только пассажиры, но и члены экипажей, авиационный и технический персонал. Договориться с командиром корабля или стюардессой о провозе чего-то запрещенного уже не получится. Более того, авиаперевозчик обязан предоставлять в правоохранительные органы персональные данные всех, кто находится на борту воздушных судов, то есть содержание перевозочных документов. А в состав досмотровых групп аэропортов обязательно входят и сотрудники органов внутренних дел на транспорте. Досматривать пассажиров могут теперь и после полета, если у милиции появится тревожная оперативная информация.
Впрочем, поправки в Воздушный кодекс породили не только запретительные подзаконные механизмы.
МВД совместно с Минтрансом и Минздравсоцразвития России определили порядок финансирования и обучения сотрудников служб авиационной безопасности и сотрудников органов внутренних дел, занятых на досмотре авиапассажиров и багажа. Сформированы 150 временных специализированных подразделений по досмотру общей численностью 1270 сотрудников. В аэропортах России милиция совместно с сотрудниками служб авиационной безопасности производит предполетный и послеполетный досмотр в 470 пунктах. Каждые сутки в среднем досматривается 1570 международных и федеральных рейсов, 125 000 авиапассажиров, 74 850 мест багажа, проверяется 320 единиц огнестрельного оружия, сдаваемого на время полета пассажирами.
И еще одно следствие поправок в закон - недавно изданный совместный приказ МВД и Минтранса России "О развитии кинологической службы в органах внутренних дел на транспорте и создании кинологических подразделений в аэропортах и авиационных предприятиях". Этот документ окончательно определяет порядок использования в обеспечении авиационной безопасности служебно-разыскных собак.