Рецепт прост: сократить число контролеров, а на их место поставить суперсовременные компьютеры. Как сообщили корреспонденту "РГ" в Пограничной службе ФСБ России, на пунктах пропуска через границу будет создаваться система одного окна: показал один раз документы, и езжай, если все в порядке. Или стой, если что-то не так.
Ждать волшебных слов "граница дает добро" долго не придется. Как уверяют в ФСБ, теперь вводится жесткий норматив для досмотра машин: стоянка и контроль не больше 30 минут. Раньше допускалось несколько часов. Пешехода тоже не заставят томиться у окошка: на проверку одного человека отводится две минуты. И свободен. Неважно, где и как ты пересекаешь границу: в аэропорту, по железной дороге, пароходом или как-то иначе, принцип должен быть везде один: быстро, удобно, законно.
Пока много проблем возникает из-за того, что по ту сторону окошек на контроле тоже стоит очередь: инспектора сразу из шести ведомств, и каждый находил, что проверять. А все вместе они убивали время гражданина. Теперь предлагается сократить число служб-контролеров до двух - пограничной и таможни. Да и они будут встречать гражданина вместе у одного окна.
Кроме того, толпу у пограничных ворот создавали и различные хозяйствующие субъекты: страховые агенты, брокеры и прочее, и прочее. Все это вещи нужные, но подчас мешающие. Теперь скорее всего всем посторонним, не связанным с контролем и досмотром, попросят подыскать другие апартаменты.
- Для повышения эффективности организации пропуска через государственную границу принято решение об ином подходе, - сказали корреспонденту "РГ" в Пограничной службе ФСБ. - Предлагается перейти к принципу "одного окна" и "одной остановки", если речь идет о машине. Этот принцип предполагает проведение совместного пограничного и таможенного контроля.
А все сведения о том, кто, где и когда пересек границу и что с собой вез, будут заноситься в единые базы данных. В идеале задумывалось облегчение процедуры по полной программе: чтобы и загранпаспорт без очереди, и визу без взятки, и на границе без давки. Но, как обычно, есть нюансы. Оформлением документов на выезд ФСБ не занимается, и что-то менять в работе ОВИРов или посольств оно не может. Поэтому получать загранпаспорт пока придется по старинке и в очередях. Зато пересекать границу уже можно будет, образно говоря, с ветерком.
Ускорить процесс помогут в первую очередь высокие технологии минус бюрократизм. Как пояснили в Пограничной службе ФСБ, сейчас уже ведется работа по созданию государственной автоматизированной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения. То есть паспортов с электронными чипами. В рамках этой программы пограничные переходы планируется оборудовать системами, которые будут считывать информацию с "умного" паспорта.
В перспективе же пограничники получат новейшие информационно-телекоммуникационные системы с линиями высокоскоростной передачи цифровой информации. То есть нажал кнопку на Камчатке, и через секунду запрос уже в Москве. Через две инспектор уже видит все досье на пассажира, лежащее на Лубянке.
Кроме того, на наиболее загруженных пунктах пропуска будут стоять новейшие инспекционно-досмотровые комплексы с видеокамерами, различными датчиками, позволяющими буквально просветить и прощупать груз. На вид этот комплекс - огромное специализированное здание. Внутри досмотровый зал площадью около 800 квадратных метров и специальный сканер, похожий на большие ворота. Этот сканер, двигаясь вдоль вагона или фургона, видит содержимое контейнера насквозь. Если кто-то задекларировал зеленый горошек, а внутри окажется водка, то человеку придется долго объясняться с таможенниками. Наркотики, оружие и радиоактивные материалы также будут видны как на ладони. А пассажиру останется только улыбнуться в камеру: вся информация будет фиксироваться, записываться и откладываться.
Кстати, министерство экономического развития и торговли недавно предложило оснастить абсолютно все пункты пропуска через границу инспекционно-досмотровыми комплексами. Цена вопроса - 6 миллиардов рублей. По расчетам чиновников, эти деньги могут окупиться за четыре месяца. Первый такой комплекс вскоре будет введен в эксплуатацию на украинской границе на пункте пропуска "Троебортное". Еще три комплекса на финской и латвийской границе появятся в самое ближайшее время в рамках проекта Всемирного банка. Еще 19 комплексов запланированы к установке до 2010 года. Но этого, как полагают в таможне, недостаточно.
Для контрабандистов, террористов и прочих нежелательных элементов никаких послаблений не будет, по крайней мере так уверяют в ФСБ. Более того, новейшие технологии должны стать еще одним барьером.
Кроме того, правительство России наметило еще одну реформу: дать пограничным воротам настоящего хозяина, создать специальное агентство, которое стало бы большим завхозом для пограничных ворот. Все дело в том, что пограничники не являются истинными владельцами своих окошек. За них отвечают другие. Скажем, на вокзале - железнодорожники, в аэропорту - хозяева аэропорта. Одно условие: согласно закону, апартаменты пограничников должны быть казенными в полном смысле этого слова, то есть на балансе у государственных организаций. Только условие это не соблюдается, о чем, кстати, первой сообщила "РГ" еще 4 апреля 2003 года в статье "Метр границы в частных руках".
Дело в том, что сейчас в России работают примерно 440 пунктов пропуска через границу, и большая их часть - около 350 - находится не в госсобственности. Правда, из них подавляющее большинство не являются частными лавочками в полном смысле. Больше 330 пограничных переходов принадлежат компаниям с госучастием, например, российским железным дорогам или аэропортам. Здесь, по мнению сотрудников таможенного ведомства, достаточно будет заключить "прозрачные гражданско-правовые договоры" по эксплуатации пунктов пропуска.
Однако 13 пограничных переходов являются самыми настоящими частными. В основном они расположены на Дальнем Востоке и были созданы или приватизированы в начале девяностых годов. Теперь на выкуп частных пунктов государство готово потратить примерно миллиард рублей - примерно по 80 миллионов на каждый. Выбора у собственников практически не будет: утром деньги, вечером стулья. Если кто заартачится, государство просто закроет ворота и откроет поблизости новые.