В интервью "Российской газете" Герой России, Главком ВВС Владимир Михайлов раскрыл военные тайны перевооружения нашей боевой авиации, которая была названа в Послании президента в числе приоритетов модернизации армии.
Российская газета | Владимир Сергеевич, можно ли сегодня что-то сказать о наиболее вероятной причине гибели А-320 компании "Армавиа"?
Владимир Михайлов | Погода там во всем виновата. Достанем мы самописцы, расшифруем, и это подтвердится. Приняв решение возвращаться, командир действовал правильно. Надо было возвращаться.
РГ | Владимир Сергеевич, вы неожиданно для многих сбросили на наших соседей из Украины мощную информационную бомбу, заявив, что ВВС отказываются от их гордости и надежды - самолета Ан-70, потому что после доработок он стал слишком тяжелым.
Михайлов | Это на самом деле так.
РГ | Но ведь Россия, если верить прессе, вложила в этот самолет 4 миллиарда долларов. Кто теперь будет отвечать?
Михайлов | При создании любой новой техники есть риск. И ставить вопрос в плоскости "Кто ответит?" я считаю неверным.
Приняв свою нынешнюю должность, я начал особенно внимательно следить за разработкой Ан-70. Видел, что есть большие технические сложности с его выпуском в серию. Узнал, что предварительное заключение было подписано с нарушениями руководящих документов.
Там были два таких недостатка, с которыми нельзя было подписывать. Но подписали. Вроде как поддерживая дружбу с Украиной. Но нельзя быть добренькими за счет государства, тем более нарушая правила создания авиатехники.
Потом украинцы и сами поняли, что не туда идут. Первая машина разбилась, вторая тоже должна была потерпеть катастрофу из-за неполадок. Но, к счастью, отказ двигателя произошел на малой высоте, она упала в глубокий снег.
История с этим самолетом могла завершиться еще в 2001 году. Но его решили доработать. В итоге, после всех доработок, он из разряда средних попал в разряд тяжелых, где уже есть Ил-76.
РГ | Вы и раньше выступали против Ан-70, но политики вас поправляли. А сейчас чувствуете давление сверху?
Михайлов | Нет. И потом, на меня бесполезно давить. Ну, был Касьянов, который все повторял: "Ну как это?" да "Что же это такое?". Или Черномырдин говорил: мол, ты что, один такой умный, что ли? Но когда я ему, будучи в Киеве, доложил шесть параметров, которые нас не устраивают, он согласился.
РГ | И они безропотно слушали?
Михайлов | А куда им было деваться? Мы с замом по вооружению объяснили Виктору Степановичу, что каждый из этих шести недостатков весьма мощный и сам по себе не позволяет пускать машину в серию. И когда генеральные конструкторы ничего толком не смогли возразить, Черномырдин сказал: "Ну вот, а я все думал: сумасшедший он, что ли? Прет против всех"...
Сокращение впятеро
РГ | С заседания главкомов ВВС и ПВО в Белоруссии вы вернулись в Москву со второй попытки: не сразу удалось запустить самолет, и вам пришлось ночевать в Минске. Но если даже для главкома ВВС в России не находится исправного самолета, значит, дела в военной авиации совсем плохи?
Михайлов | Не совсем (смеется). Согласен: Ил-18, о котором речь, уже в возрасте - 1967 года выпуска. Но я просто люблю этот самолет. Да, двигатель не запустился, отказал генератор. Взяли у белорусов другой, и наутро нормально запустились.
РГ | И все же, по ощущениям, за границу мы поставляем самолеты самые новые и совершенные. А себе оставляем старые. Вам как главкому не обидно?
Михайлов | Готов принять этот упрек, но мы вляпались в то, во что вляпались. Не буду вам рассказывать о перестройке и других разрушительных для страны процессах. Но и до сих пор средств на покупку новых самолетов выделяется недостаточно. В конце 80-х мы брали по 600 машин в год, в 89-м, к примеру, 647 новых самолетов и вертолетов. А в 92-м году - ноль.
РГ | Но эпоха Ельцина уходит в учебники истории, уже Путину преемника ищут. А у ВВС все свет в конце тоннеля не увидать.
Михайлов | Ситуация не безвыходная. Ведь со времен распада СССР произошло и мощное сокращение численности наших войск. Вспомните: 500 тысяч было в ВВС, 500 тысяч - в ПВО, это ж миллионная армия! А сейчас, после объединения ВВС и ПВО, - меньше 200 тысяч, сокращение в 5 раз.
При этом самолетов осталось достаточно - зачем что-то покупать, если они еще не устарели? И если я возьму новые, куда девать эти? Которые еще до 2015-2020-го, а некоторые даже до 2025 года должны работать. Неразумно же. Вот если бы советская структура, предположим, сохранилась, тогда новые самолеты действительно были бы нужны - на постепенное обновление парка. Но сегодня мы пошли другим путем.
РГ | Каким?
Михайлов | Сохранили весь научный потенциал авиастроения и вертолетостроения. И используем экспорт самолетов, чтобы на вырученные деньги вести разработку новой техники. В итоге с 2002 года начали работать по истребителю 5-го поколения, по легкому, среднему и тяжелому транспортным самолетам, по учебному самолету и по вертолету. Учебный у нас уже появился - Як-130. В апреле 2005-го завершены испытания тяжелого транспортного Ил-76МФ, есть заключение, что его надо производить. Были бы деньги.
Но если я куплю 5-10 новых машин, они ситуацию с исправностью авиатехники не изменят. А затратив на их покупку все имеющиеся средства, я провалю исправность существующего парка. Вот и приходится маневрировать.
Тем не менее, главное: Як-130 летает, Ил-112 скоро полетит, средний транспортный тоже, тяжелый транспортный летает. Плюс мы сделали ставку на модернизацию. Су-25СМ, Су-24М, Су-27СМ, МиГ-29СМТ - все эти машины имеют уже новую авионику.
РГ | Это что значит?
Михайлов | Во-первых, кабины стали другими, во-вторых, они унифицированы. Если летчика с закрытыми глазами посадить в самолет, он не поймет, в каком оказался. Так вот эти модернизированные машины позволят нам поддерживать парк до 2015-го и даже до 2025 года. А в это время будет идти работа над новыми образцами.
То же и с вертолетами. Так что ничего не потеряно, хвататься за голову и причитать, что мы провалились, не стоит.
РГ | Вопрос только в деньгах?
Михайлов | Интересно, что и деньги нужны не очень большие. За три с небольшим миллиарда рублей мы в прошлом году отремонтировали 106 самолетов, 76 вертолетов, 364 двигателя и ряд других агрегатов. По самолетам это четыре полка, причем прошедших ремонт только на наших ремонтных заводах, плюс вертолетов - три полка. 182 машины, у нас все они сейчас с двумя двигателями, летают на отремонтированных двигателях. А если сюда добавить еще и ремонт, произведенный промышленностью, мы не так уж плохо выглядим.
Поколение невезучих
РГ | По-моему, многим летчикам вообще не до подготовки: кто частным извозом промышляет, кто в охранных структурах. Соседи по даче рассказывали: подвесной потолок им целый подполковник ВВС из подмосковного Голицына крепил. Мастер на все руки оказался. А нашли они его на рынке труда, среди таджиков и прочих мигрантов.
Михайлов | После нашего доклада в августе прошлого года Верховный главнокомандующий приказал пересмотреть денежное содержание летчиков. В итоге сейчас лейтенант-выпускник училища получает уже более 10 тысяч рублей. Командир в возрасте - около 20 тысяч. Для Москвы, может, и маловато, но для большинства регионов России - прилично.
РГ | Я слышал, в условиях продолжающейся нехватки в ВВС топлива вы поставили задачу: максимально увеличить налет хотя бы молодых летчиков. И ради этого приняли нестандартное решение - пожертвовать целым поколением майоров и подполковников.
Михайлов | Не то чтобы пожертвовать... Просто есть категория людей, которым в жизни не повезло. Летчикам этого поколения выпал сложный период: упал налет, и они так и не смогли выйти на необходимый для своего возраста уровень. И передо мной встала дилемма - как быть с будущим военно-воздушных сил? В итоге сказал командующим: тянуть 40-летнего майора на первый класс, делать его командиром эскадрильи или замом командира полка уже не стоит. Пусть простят нас эти ребята. Мы их поддержим на достигнутом уровне, но в служебном росте их должны обогнать молодые, которые будут летать уже более активно.
РГ | Таким образом вы решили "озеленить" ВВС?
Михайлов | Не озеленить, а оздоровить. Ведь застой этой серединной части произошел еще и потому, что было сто полков, а осталось, допустим, 20. Но многие летчики сокращенных полков остались в ВВС. И теперь они и расти не могут, и увольняться не хотят. Я решил, что молодые должны двигаться вперед.
РГ | Как отразилось это решение на налете?
Михайлов | Молодежь, безусловно, начала летать больше. Сейчас на учениях старший лейтенант летит с двумя-тремя посадками, проводя боевые стрельбы и бомбометание, и успешно возвращается на базу. Да теперь я этого старшего лейтенанта палкой из вооруженных сил не выгоню!
Пятое поколение - не для всех
РГ | Похоже, главная надежда России в небе - истребитель 5-го поколения. Он не даст нам отстать от США, позволит выиграть любой воздушный бой, а еще и миллиарды от экспорта принесет. И вдруг не так давно вы заявляете, что средства, выделенные на разработку этой надежды, идут на другие цели. В частности, на создание нового гражданского самолета с нерусским названием RRG...
Михайлов | Все было немного не так. Я сказал, что если бы на фирме Сухого не было программы RRG, наверное, пятое поколение мы бы двинули энергичнее. Ведь если человек занимается двумя направлениями, одно из них считая приоритетным, то второе несколько упускает. И то выступление имело результат: гендиректор "Сухого" Михаил Погосян позвонил мне уже через час: "Да ничего я не упускаю!" И после этого мы так даванули...
В итоге завершаем второй этап создания самолета. Потому в том, что истребитель 5-го поколения взлетит в установленный срок, то есть в 2007 году, у меня нет сомнений.
РГ | Над 5-м поколением истребителей работа кипит. А будет ли создано новое поколение нашего самого грозного оружия - стратегических бомбардировщиков?
Михайлов | Вот передо мной макет Ту-160 - лучше и красивей самолета нет в мире! Единственная проблема - разрабатывался он в 70-е, и немного устарела авионика. Но после модернизации вопросы снимаются. Надо - вторую, третью модернизацию проведем. Но ведь сам планер-то дорогущий, он может летать минимум 50 лет! А эта машина лишь в 86-м году поступила на вооружение, то есть ей жить еще не меньше 30 лет.
РГ | И нужды в новом поколении стратегов, по-вашему, нет?
Михайлов | Повторяю: есть необходимость в модернизации существующего парка Ту-160. То же с Ту-95. Это великолепная машина, имеющая приличную дальность. Ну не по карману нам через 15-20 лет менять такие самолеты на новые! Да такого никогда и не было. У нас был Су-7Б. Потом Су-7БМ, Су-7БКЛ... Это практически один и тот же планер, но Су-7Б - это один тип, а Су-7БМ - другой.
Когда я был курсантом, летал на Су-7Б. И вот как-то он отказал. Мне говорят: ничего, на другом борту слетаешь. Подхожу, смотрю, а это Су-7БМ, а у него кабина совсем другая. Я говорю: вы что? А мне в ответ: ничего страшного. Показали разницу. Взлетел. Только приземлился - командир звена бежит: ты понимаешь, что летчики класс подтверждают освоением этого нового типа самолета, а ты - курсант, имея налет 25 часов на Су-7Б, уселся на Су-7БМ!
Страсти вокруг "Черной акулы"
РГ | Еще одна надежда российских ВВС - Су-34, идущий на замену фронтовому бомбардировщику Су-24. Когда он придет в полки?
Михайлов | Уже в этом году мы получим две первые серийные машины.
РГ | Это те, что министру обороны не так давно показывали на заводе в Новосибирске?
Михайлов | Совершенно верно. Одна машина сейчас в сборочном цехе, ее готовность очень высокая. А вторая - на компоновке, должна выйти где-то в сентябре. Тем более деньги на Су-34 выделены - миллиард 600 миллионов.
Кстати, мы с гендиректором Новосибирского АПО нашли общий язык: если не сможем снизить цену, то она будет тормозить выпуск серийных машин. Потом он собрал всех генеральных, участвующих в этой кооперации, и они признали: снизить цену можно. Ведь не обязательно на каждом агрегате 25 процентов прибыли иметь. То есть по-государственному подошли к вопросу. В итоге с 2007 года цена самолета упадет почти на 150 миллионов.
РГ | А что с вертолетами Ка-50 и Ка-52 - "Черной акулой" и "Аллигатором"? Про них кино снимали, стихи писали. В общем, разрекламировали на весь мир, а для себя не закупаем...
Михайлов | Согласен, Ка-52 - машина в принципе неплохая. Но у нее больше недостатков, чем, например, у Ми-28. Потому не случайно и президент, и все остальные приняли Ми-28 в качестве основного вертолета нашей армейской авиации. А Ка-52 и Ка-60 - как бы его модификация, будут приняты на вооружение в ограниченном количестве. В том числе для проведения спецопераций.
Хотя Ми-28 точно так же выполнит любые спецоперации - хоть в горах, хоть не в горах. У него прекрасные двигатели, до 6 километров статический потолок - это высота, на которой вертолет может зависнуть, а значит, и производить посадки в горах. Но нам выше 5 тысяч и не нужно, потому что там человек может работать уже только в маске.
Так что я убежден: решение, что Ми-28 - основная машина, верное. А вертолеты фирмы Камова пойдут на экспорт и для выполнения спецзадач.
Прорыв в ВВС намечен на 2007 год
РГ | Производителей самолетов сейчас объединяют в авиастроительную корпорацию...
Михайлов | Правильное решение.
РГ | А не назрело ли, по-вашему, такое же объединение тех, кто создает вертолеты?
Михайлов | Так я еще в 99-м году об этом говорил. Чтобы нам сохранить на нормальном уровне вертолетостроение, нужно объединить фирмы Камова и Миля. Что позволит ликвидировать все нынешние дрязги. И я уверен, что создание ОАК поможет авиастроению России в целом и военной авиации в частности.
РГ | А создание Военно-промышленной комиссии?
Михайлов | Тоже верное решение. Наконец созданы благоприятные условия для того, чтобы мы поднялись, вырвались из того состояния, в котором находились долгие годы.
РГ | У нас вообще-то было много судьбоносных решений, которые потом ни к чему путному не приводили...
Михайлов | Дело еще и в людях. Оптимизм в меня вселяет, что глава ОАК Федоров и зампред ВПК Путилин - убежденные государственники. Потому я просто уверен, что в 2006 году начнется перелом, а 2007-2008 годы станут для ВВС прорывными. Хотя согласен: иногда рождается хорошая инициатива, но во главе назначают руководителя, не способного учесть все интересы. И результат - плачевный.
Защита - небу
РГ | Вы ведь теперь не только главный военный летчик России, но и главный по защите от чужих самолетов. Потому вопрос вам как главкому ПВО: когда в войсках появится суперзенитно-ракетный комплекс С-400?
Михайлов | В этом году первый полк принимаем на вооружение. Для него делается еще одна ракета, и вообще здесь у нас хорошие перспективы. От С-400 планируем перейти к воздушно-космической обороне, когда зенитно-ракетные комплексы будут работать уже не только по воздушным, но и по космическим целям. Есть такие наработки. 6 апреля я поздравлял генерального конструктора Анатолия Ивановича Савина. Ему исполнилось 86 лет, но он по-прежнему трудится над созданием этих новейших систем, которые наверняка обгонят аналоги в других странах мира.
РГ | Ожидаем ли для вас стал новый подход к борьбе с терроризмом? В частности, как вы расцениваете приказ сбивать самолеты, на борту которых могут быть террористы?
Михайлов | Какой новый подход? Он всегда таким был. Просто, может, не было прописано, но, имея определенную волю и понимание ситуации, главком или командующий могли сделать, что надо, и никто бы их за это не ругал. Тот же Корнуков ведь принял решение сбить гражданский самолет. И его даже повысили - перевели с Дальнего Востока в столицу, на должность командующего Московским округом ПВО. Хотя говорить, что он принял мудрое решение, к сожалению, нельзя.
РГ | Вы сами сталкивались с террористами?
Михайлов | Впервые это произошло, когда был захват школьников в Ростове. Тогда, в декабре 1993 года, Ельцин решил расформировать министерство безопасности и создать вместо него новую структуру - Федеральную службу контрразведки. И тут произошел захват, после чего началась полнейшая неразбериха. И я, командующий воздушной армией, от Олега Николаевича Сосковца, которого от правительства назначили руководителем, получил шифровку, где черным по белому было написано: "Все руководство операцией по освобождению заложников возлагается на генерал-лейтенанта Михайлова В.С. Прошу всем структурам подчиняться и выполнять его волю".
РГ | Наверное, это - единственный в мире случай, когда авиационный генерал командовал операцией по спасению заложников.
Михайлов | Не исключено. Потому Ерин, герой Октября-93, был категорически против, чтобы мне еще тогда Героя России дали. А что, я действительно бандитов подставил: мы смогли бескровно освободить школьников, спасти вертолет и экипаж, вернуть деньги. Я до сих пор не знаю, фальшивые они были или настоящие, но мы все вернули. И самое главное, уже через 40 минут после посадки бандиты были схвачены. То есть красиво все сделали. Не случайно они обещали отомстить - убить меня, когда выйдут из тюрьмы. Кстати, не знаю, вышли или нет. По годам, сколько им дали, вроде бы на выходе.
РГ | А как террористам стало известно о вашей роли в операции?
Михайлов | Почему-то у нас принято зачитывать перед судом уголовное дело. И вот когда его прочитали, бандиты и увидели роль и место каждого в этом деле. В том числе и мое. Как одно занес незаметно в вертолет, как другое организовал опять же незаметно, как установил контакт с командиром экипажа - говорил ему, что надо делать, куда лететь, какие претензии предъявлять бандитам. Все на суде им рассказали - как мы их обыграли.
А в то время милиция и внутренние войска показали свою нерешительность, которая как бы передалась и другим структурам. Например, когда надо было подъехать на топливозаправщике к вертолету, я встал на подножку, говорю: поехали. А водитель в ответ: не поеду. Тогда вылезай. Он вылез, я сел за руль и впервые в жизни поехал на ТЗ-22. Он кричит: возьмите мою шапку! Может, думаю, ты и прав - моя-то фуражка уж слишком блестит. И поехал на этом топливозаправщике к вертолету. Бандиты стреляли дважды в кабину, но не попали.
То есть эта нерешительность власти довела до того, что даже гражданский водитель думал: да ну их всех... Хотя я предлагал: давайте одного омоновца посадим за руль топливозаправщика, второго посадим в машину, которая стоит рядом. Еще одного возьмем под видом какого-нибудь специалиста, и уже соотношение сил в нашу пользу. И можно было это дело завершить в Минводах, не выходя за пределы аэродрома, и не лететь в Махачкалу, когда сорвался первый захват.
Потому насчет террористов мне ясно одно: с ними всегда надо действовать решительно, проявляя волю и не шлепая губами.
Разведка остается
РГ | В ВВС просто шокирующие цифры по молодому пополнению: 80 процентам призывников-2005 нельзя доверять оружие. То есть четыре из каждых пяти солдат годятся разве что плац мести да картошку чистить.
Михайлов | Ну, это проблема всех вооруженных сил. И всего нашего общества. Конечно, с этим надо разбираться.
РГ | В газетах писали, что в ВВС, как и в других видах и родах войск, в целях экономии сокращаются разведуправления, и вы теперь остаетесь без глаз и ушей. Это правда или дезинформация врагов?
Михайлов | Этого не будет. Есть определенные мысли по реорганизации нашей разведки в целом. Но она не будет выглядеть так, как об этом написали в прессе. Ясно одно: каждый вид или род войск должен иметь свою разведструктуру. И он ее будет иметь.
РГ | Вас до сих пор можно увидеть за штурвалом - необычно для главкома. Зачем вам это, какими типами можете управлять и какой ваш любимый самолет?
Михайлов | Вообще-то я истребитель, истребитель-бомбардировщик. Летал на Су-27, Су-30, МиГ-29, на Су-7Б всех модификаций, на Як-130. Сейчас по-стариковски люблю Ил-18. Он старенький, но очень...
РГ | Медленный?
Михайлов | Нет, не медленный, все-таки 630 километров в час. Но самолет очень надежный и спокойный, который может взять много народу. Я летаю, как правило, не один, а с какой-либо комиссией, так всем места хватает. Сейчас, наверное, еще на Ту-134 полетаю...
СПРАВКА "РГ"
Генерал армии Владимир Михайлов родился в Подмосковье в 1943 году. В авиации прошел все командные должности вплоть до командующего ВВС Северо-Кавказского военного округа. Воздушная армия под командованием Михайлова участвовала в боевых действиях во время первой чеченской кампании. В 1998 году переведен в Главный штаб ВВС на должность заместителя главкома. 21 января 2002 года назначен главнокомандующим Военно-воздушными силами РФ.
За время службы освоил 28 типов самолетов, налетал 6 тысяч часов. Герой России. Заслуженный военный летчик.
Основной вертолет ВВС России Ми-28
Несмотря на то, что первый полет Ми-28 выполнил еще в декабре 1982-го (ночной Ми-28Н разработан в 1995-м), до сих пор у него нет аналогов. Лобовое бронестекло вертолета не пробивают пули калибра 12,7 мм, а корпус выдерживает попадание из американской 20-мм пушки "Вулкан". Он способен летать в любую погоду и время суток, может свободно работать при жаре свыше 40 градусов, что существенно расширяет его экспортный потенциал. Относительно недорог: рыночная цена Ми-28 - до $8 млн. Для сравнения: главный его конкурент - американский вертолет "Апач" - стоит свыше $24 млн.
Зенитно-ракетный комплекс С-400 "Триумф"
Внешне С-400 не сильно отличается от своего предшественника С-300, но ее ракеты летают быстрее, дальше и выше. "Триумф" - первая в мире система, способная выборочно применять несколько типов ракет. "Аваксы", стратегические бомбардировщики и баллистические цели она может поразить ракетами сверхбольшой (до 400 км) дальности. А вот для работы по самолетам-невидимкам, а также по маловысотным и беспилотным летающим аппаратам в арсенале "Триумфа" есть ракеты средней дальности, нижняя граница зоны поражения которыми - всего 5 метров.
Истребитель пятого поколения
До сих пор в мире нет единого мнения относительно того, какие критерии отличают самолет пятого поколения от предшественников. Обычно эксперты делают акцент на незаметности, сверхзвуковой крейсерской скорости на бесфорсажном режиме, сверхманевренности и, главное - принципиально новых бортовых системах. Перед российскими конструкторами стоит задача создать машину с лучшими, чем у американцев, характеристиками. Основной упор при этом должен быть сделан на автоматизацию ряда процессов с помощью новейших интеллектуальных систем.