- Александр Александрович, наверное, три с лишним месяца, которые прошли после вашего назначения на дипломатическую службу, оказались для вас очень напряженными - надо было входить в курс дел. Каковы первые впечатления?
- Я встречался с Президентом Республики Беларусь, премьер-министром, председателями обеих палат белорусского парламента, министрами, представителями судебной системы и многими другими людьми, определяющими внешнюю и внутреннюю политику страны. Читал различные материалы, изучал статистику - государственную и экспертную. В Беларусь я прибыл 1 марта, а уже 2 марта присутствовал на третьем Всебелорусском народном собрании, где принимали программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Девиз программы - "Государство для народа". Тогда же на собрании подводились итоги предыдущей пятилетки.
Беларусь - единственная страна на постсоветском пространстве, превысившая уровень жизни и производства 1990 года. На сегодняшний день среднедушевые доходы у белорусов немногим меньше, чем у россиян, но прожиточный минимум в республике на 30 процентов ниже, чем в Российской Федерации. Уровень безработицы в республике - полтора процента.
- Что вас заинтересовало из белорусского опыта?
- В первую очередь, организация эффективной работы органов власти. В Беларуси власть четырехуровневая: сельское поселение - район или город - область - республика. Было бы полезно изучить белорусскую нормативную базу, посмотреть, как там разделены полномочия.
В Республике Беларусь действуют 44 социальных стандарта. Они охватывают всю социальную сферу - здравоохранение, образование, физическую культуру, спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и так далее. По закону эти стандарты обязательны к соблюдению абсолютно для каждого руководителя администрации и для депутатского корпуса всех уровней власти. Все эти стандарты подкреплены бюджетом. Если хотя бы один из них не соблюдается, то в отношении представителя власти делаются соответствующие выводы. Это обеспечивает единый порядок на всей территории страны. Такой подход, на мой взгляд, достоин внимания и в России. Тем более, что бюджетная обеспеченность в рублях на душу населения в Беларуси в целом такая же, как в России. Россия такие социальные стандарты пока не ввела. Это стало камнем преткновения при обсуждении 131-го Федерального закона, определяющего новые полномочия органов местного самоуправления. Как известно, этот закон так и не начал в полном объеме действовать во всех регионах Российской Федерации с 2006 года. Территориям дали возможность подготовиться, и тут белорусский опыт был бы очень полезным.
Мы сегодня много рассуждаем о коррупции в России. Президент Владимир Путин в своем обращении к Федеральному Собранию говорил об этой проблеме. В Беларуси понятие "коррупция" почти изжито. Потому что для всех белорусских чиновников законодательно утвержден регламент действий. Это 400 позиций, по которым гражданин Беларуси сталкивается с чиновником - оформление паспорта, земельного участка, недвижимости и так далее. По каждому виду действий регламентом установлены срок исполнения и стоимость, за рамки которых чиновник не может выйти. В противном случае он как минимум лишается своей должности. Почему бы не обсудить возможность принятия подобного антикоррупционного документа с российскими регионами, с Государственной Думой?
- А как вам представляются перспективы экономического сотрудничества наших стран? Существуют ли предпосылки сделать его более тесным и взаимовыгодным?
- Безусловно, на мой взгляд, сейчас основное внимание нужно уделять экономической интеграции наших стран, чтобы население и России и Беларуси смогло более конкретно почувствовать плюсы Союзного государства. Тем более, что у нас по сути одинаковые экономические задачи. Хотя у Беларуси нет своей нефти и газа, там наблюдается экономический рост, который надо поддерживать.
При экономической интеграции должны быть учтены интересы субъектов Российской Федерации, а также предприятий - российских, участвующих в экономике Беларуси, и белорусских, работающих на российскую экономику. Сейчас многие российские заводы выступают смежниками для белорусских предприятий. Например, 45 процентов комплектующих для минских автобусов производится в России. В нынешнем году Нижегородская область планирует начать сборку у себя первых 500 автобусов. Это поможет увеличить производство и в России, и в Беларуси. Наш совместный проект выгоден обеим странам.
Российскому концерну "Силовые машины", на мой взгляд, целесообразно поучаствовать в переоснащении большой энергетики Беларуси. Это производство, новые рабочие места и, кроме всего прочего, повышение КПД объектов энергетики и сокращение потребления российского газа. Таким образом, у нас высвободится больше газа для экспорта в другие страны по мировым ценам.
- Какое место в российско-белорусской экономической интеграции отводится регионам?
- Российским регионам устанавливают прямые экономические связи с Республикой Беларусь, открывают там свои представительства. Такое сотрудничество следует расширять и продолжать. Недавно в Беларуси побывала делегация Северо-Западного федерального округа - все губернаторы во главе с полномочным представителем Президента РФ Ильей Клебановым. В сентябре-октябре в республику приедет сибирская делегация. Планируется также визит делегаций Центрального, Уральского, Южного федеральных округов.
Сибирский федеральный округ уже принял решение о создании единого экономического представительства в Республике Беларусь. Оно будет формироваться и работать под эгидой межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", которую учредили все территории Сибири. У сибирских предприятий самые широкие возможности для взаимодействия с белорусскими предприятиями. Я уже говорил о перспективах сборки минских автобусов в России. В свое время в Омске пробовали начать производство шведских автобусов Volvo. Но они очень дорогие, дальше опытного образца дело не пошло. А минские автобусы на порядок дешевле. Почему бы не начать их сборку в Омске, где уже есть определенные наработки по автобусной технике?
Таких примеров много. Потому задача посольства России в Беларуси - помочь в формировании российских экономических представительств и налаживании контактов между предприятиями для организации совместных производств, филиалов, дочерних компаний. Чем глубже мы войдем в интеграционные процессы, чем выше будут объемы производства, тем больше создадим рабочих мест на российских и белорусских предприятиях, дадим людям возможность зарабатывать деньги. И тогда не будет возникать вопросов, выгоден ли союз России и Беларуси.
- Виднее ли из Минска вам, как послу, стали причины торможения объединительного процесса?
- Сейчас, конечно, важно решить газовую проблему. Очевидно, самым нормальным выходом из сложившейся ситуации могли бы стать единые газотранспортные сети России и Беларуси. Тогда на выходе из сетей цена газа будет единой. Я не вижу в создании единых сетей ничего опасного для суверенитета. Поскольку создается Союзное государство, у которого есть общие проблемы и задачи, то у него может быть общая собственность.
Надо отстаивать интересы наших стран, Союзного государства. Напомню, Владимир Путин на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства в январе сказал: мы поддерживали и будем поддерживать Беларусь.
- Ваше личное отношение к Беларуси изменилось?
- Я дважды бывал в Беларуси в должности губернатора Алтайского края - в 1998 и 2002 годах. С каждым приездом в республику видел, как меняется страна. Уровень жизни населения растет, количество бедных сокращается, очередей в детсады нет. Улицы стали лучше - отремонтированные, чистые. Бомжей на улицах не увидишь...